5 международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Воспитательная роль педагога-музыканта в ДШИ

VI Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателейПятый международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей Второй международный творческий конкурс «Абай әлемі» для детей, педагогов и воспитателейЭкспресс-публикация Отправить материал на публикациюСертификат о публикацииПубликация на портале «Азбука.kz»СвидетельствоПортфолио учителяЯндекс.Толока — заработок в интернете

Частное учреждение «Средняя школа в честь прп. Сергия Радонежского»
 

Версия для печатиВерсия для печати

 

Подготовила: преподаватель фортепиано высшего уровня квалификации Закусаева Марина Геннадьевна. Темиртау, ДШИ им. Г. Жубановой

 

Закусаева Марина Геннадьевна

(Из опыта работы).

Музыкальное воспитание — это не воспитание
музыканта, а прежде всего воспитание человека.
В. А. Сухомлинский

В музыкально-педагогических исследованиях на современном этапе определилась главная задача педагога-музыканта — постоянный поиск наиболее результативных методов и путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. В настоящее время в Республике Казахстан осуществляется становление новой системы образования, направленной на включение в мировое образовательное пространство. В этой связи происходят существенные изменения программ дополнительного образования — вводится иное содержание, новые подходы, технологии. «Мы должны создать все условия для развития дополнительного образования» — сказал в своей речи Асхат Аймагамбетов — министр образования и науки Республики Казахстан. Уже доказано, что существенное влияние на формирование облика подрастающего поколения оказывает искусство, в частности, музыка. Поэтому формирование культурной личности, ее интересов, вкусов, потребностей, идеалов, опирающихся на национальные и общечеловеческие ценности, следует рассматривать как одну из важнейших воспитательных задач общества. Таким образом, педагог для осуществления поставленных перед ним задач должен: любить и понимать детей, хорошо знать склонности, интересы и способности учащихся своего класса, состоящего из детей разных возрастов. Как разносторонне образованный человек, педагог должен не только находиться в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомиться с различными явлениями в смежных областях искусства. Педагогическая наука подчёркивает, что обучение должно носить воспитывающий характер.

Мое педагогическое кредо: постоянный поиск наиболее результативных путей обучения, воспитания и развития каждого отдельного ученика, как личности. Работая с детьми различного возраста, я столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональности, творческой активности. В процессе обучения ученик получает знания, которые имеют большое воспитательное значение. Именно в работе педагога — музыканта, воспитание тесно связано с занятиями. Воспитание исполнительских навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом. Ученик, небрежно разбирающий музыкальный текст, обычно проявляет небрежность в поведении, на которую педагог, при удобном случае, может и должен воздействовать. Нарушение чувства ритма — всегда указывает на известную расхлябанность характера, а четкая ритмическая выдержка — тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледная и вялая игра соответствует темпераменту ребенка, его замкнутости и необщительности. Не следует пренебрегать и внешними моментами воспитания: аккуратностью, дисциплиной, опрятностью, благородством жестов и осанки, приветливостью в обращении. Исключительно большое значение имеет воспитание культуры речи, ибо не умеющий складно мыслить и говорить, никогда не научится хорошо играть на фортепиано. Надо научить ребенка слышать и уметь рассказать то, что он исполняет в своем произведении. Успешное воспитательное воздействие на ребёнка оказывают выдержка, искренность, требовательность и чуткость педагога. Не должно быть притворной ласковости или постоянных окриков во время занятий. Вся учебно-воспитательная деятельность педагога — музыканта должна проходить под девизом: «Поощрять за хорошо выполненную работу. Необходимо вовремя похвалить, и нельзя оставить без внимания старания ученика». Как сказал Рахманинов: «Художнику необходимы три вещи: похвала, похвала и похвала...». Похвала необходима для возмещения затраты нервов и сил, которые ребенок тратит на исполнение музыкального произведения во время урока или концерта. С точки зрения стимулирования работы ученика над произведением, важно сначала подчеркнуть удачные места в исполнении, а уже потом указать на недостатки в игре. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка. Если педагог не знает, какая музыка нравится ребенку, чем он любит заниматься в свободное время дома, его круг интересов, то педагогу будет трудно наладить контакт с учеником. Воспитание в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своей роли в огромном мировом пространстве. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования являются: ·

— создание условий для свободного выбора каждым ребенком направления и вида деятельности;
— личностно-индивидуальный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению; ·
— личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого.

Самого пристального внимания заслуживает эффективность воспитания через совместную созидательную деятельность педагога и ребенка. Во многом именно от нас, педагогов, зависит — сможем ли мы помочь ему в освоении определенных навыков игры на инструменте, развить любовь к музыке, создать условия для его творческой инициативы. Если педагог по специальности сможет увлечь ученика, сумеет сделать процесс работы над произведением интересным, то даже средний ученик будет развиваться и обязательно покажет хорошие результаты. Я постоянно думаю о своих учениках, продумываю и выбираю им исполнительскую программу, соответствующую их музыкальным способностям, творческим интересам и наклонностям. Очень часто, записываю на видео исполнение изучаемого произведения в классе или на репетиции, что позволяет затем вместе с учеником прослушать его, проанализировать ошибки и найти способы их исправления. Таким образом, ребята учатся делать самоанализ исполняемого произведения и выносить критическое суждение о своей работе на инструменте. Пользуюсь еще одной формой работы с помощью интернета, это общение с учеником по «скайпу» и «WhatsApp». Дело в том, что в конце учебного года дети получают произведения для самостоятельной работы на время летних каникул. В течение 3-х месяцев ученики остаются без контроля педагога и считают, что успеют позаниматься в августе. Я стараюсь интересоваться, как продвигается работа над произведением, какие возникли трудности в разучивании нотного текста и помогаю их решать, как бы на расстоянии.

Специфика работы педагога в музыкальной школе предполагает, прежде всего, индивидуальную форму обучения, но вовлечение детей в коллективную деятельность несет в себе огромный воспитательный эффект. В своей работе, я стараюсь привлекать учащихся к таким формам деятельности, как внеклассные мероприятия, тематические концерты, музыкальные конкурсы — фестивали, выступления перед родителями и т. д.
Участие в таких мероприятиях позволяет учащимся получать новую, дополнительную информацию помимо учебного материала; раскрыть свои артистические таланты и исполнительские качества, сформировать и развивать творческое мышление, расширять музыкально-художественный кругозор. Педагогам — пианистам известно, что игра в ансамбле очень нравится детям и способствует не только их воспитанию и развитию творчества, но и учит межличностному общению детей в процессе творческой работы. Общий характер работы, формирование сознательного отношения к делу, общность целей и задач, чувство ответственности перед партнером по ансамблю, делают этот вид занятий наиболее важным в процессе воспитания личности. Я стараюсь выбрать своим ученикам интересный репертуар, чтобы произведения понравились им и разбудили источник детской фантазии. Фортепианные дуэты Ю. Весняка, К. Хачатуряна, В. Коровицына, Н. Богословского, ученики исполняли на концертах с огромным вдохновением, а на конкурсах всегда занимали призовые места. Игра в ансамбле вызвала у детей большое желание к продолжению совместной работы и мы начали готовить классный концерт о «Детском альбоме» П. Чайковского, но в переложении Л. Жульевой для фортепиано в 4 руки. Нам хотелось, чтобы этот концерт стал прекрасным подарком детям и их родителям перед Новым годом. Поэтому, музыкальные номера чередовались со стихотворными «вставками» и театральными сценками, раскрывающими содержание пьес. Так же, кроме пианистов в концерте участвовали учащиеся оркестрового и народного отделений нашей школы. На протяжении всего концерта эффективно использую показ презентации, которая позволяет сопровождать рассказ ведущего красочными иллюстрациями, соответственно расположению пьес в «Детском альбоме», ведь зрительное восприятие позволяет детям яснее воспринимать излагаемый материал. С помощью родителей мы украсили сцену в стиле XIX века, изготовили атрибуты костюмов к номерам. Дети выступали с огромным старанием, читали выразительно стихи и подарили всем слушателям яркие незабываемые впечатления. Необходимо заметить, что классные концерты позволяют детям разных возрастов общаться на равных, что способствует более быстрому развитию детей.

Работая более 35 лет в музыкальной школе, я пришла к выводу, что передо мной навсегда останется закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений, если не обрету способность чувствовать духовный мир ребенка. Но духовная общность может зародиться только там, где педагог становится постоянным единомышленником и другом ребенка в его желании научиться музыке. Таким образом, особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности и стремление ученика к исполнительской деятельности. У ребят появляется интерес в создании чего-то необычного, через что они смогут выразить себя, самоутвердиться и стремиться достичь более высоких результатов. Подготовка и участие ученика в концертах, музыкальных конкурсах — фестивалях каждый раз дает мощный толчок в его образовательном развитии, укрепляет физические и духовные силы. Именно выступление является той «деятельностью», которая становится фактором, формирующим начинающего исполнителя-музыканта. Исполнительское искусство — это средство развития таланта у ребёнка. Произведение оживает только, будучи исполненным публично и только тогда, когда ученик, выходя на сцену, превращается в артиста, оно оставляет глубокий след в его душе. Поэтому смело можно сказать, что публичная исполнительская деятельность расширяет духовный мир ребёнка. Одним из любимых занятий на моем педагогическом пути является подготовка учеников к выступлениям на сцене. Во время подготовки для меня важно создать эмоционально-положительный настрой на обучение, развивать самостоятельность мышления учащегося, воспитать умение трудиться. Здесь важно, обратить внимание на развитие личностных качеств учащегося, которыми должен обладать конкурсант — это воля, внимание, самостоятельность и критичность мышления, точность в выполнении поставленной цели или задачи, систематичность в работе. Эти качества стимулируют планомерное развитие необходимых навыков исполнителя. Накопленный опыт выступлений, накопленный исполнительский репертуар ученика не должен быть утрачен и забыт после одного — двух выступлений. Собранные вместе, выстроенные в определенном смысловом порядке, произведения, выученные, подготовленные учеником, могут составить Сольный концерт. Из опыта своей работы, хочу сказать, что подготовить ученика к выступлению на сольном концерте, очень серьезная и трудоемкая работа. Кроме основной выпускной программы, состоящей из 5 — 6 произведений, стараемся подготовить к исполнению несколько пьес эстрадного характера, для публики. Также на сцене должны прозвучать камерные ансамбли, в исполнении инструменталистов и вокалистов, в сопровождении ученика, выступающего в роли концертмейстера. Если ребенок обучается еще и на вокальном отделении, обязательно вставляем в программу сольного концерта вокальные произведения в его исполнении. Особенно эффектно и ярко звучат на концерте фортепианные ансамбли, которые подготовили для слушателей ученик — солист и его партнер по ансамблю. В целом, подготовленный концерт, является грандиозным событием в жизни школы и самого солиста, которому пришлось серьезно потрудиться и выступить на высоком исполнительском и художественном уровне.

Именно совместная деятельность педагога и детей вне занятий, содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Одним из моих принципов работы с детьми является принцип формирования стойкой мотивации ребенка к обучению игры на фортепиано и развитию его интеллектуальных способностей. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой. Я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в музыкальной школе, в профессиональном учебном заведении и о том, как эти знания пригодились мне в жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как могут пригодиться ему знания и умения, приобретенные в музыкальной школе. Привожу примеры из жизни своих бывших учеников, которые достигли значительных успехов и ошеломляющих результатов в приобретенных специальностях, даже не связанных с музыкой. Как педагог, я стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость, чтобы жизнь ребят была наполнена интересными делами, чтобы каждая минутка общения приносила радость.

Вот уже около десяти лет в моем классе я создала музыкальный клуб «Погружение в музыку». Идея создания давно не давала мне покоя, но нужна была серьезная подготовка. Прежде всего, был составлен план, в который вошли разнообразные виды и формы внеклассной работы. Темы были самые разные:

1. Жизнь и творчество композиторов.
2. Творчество выдающихся исполнителей.
3. Знакомство с различными музыкальными инструментами.
4. Творческие встречи с учащимися других специальностей.
5. Встречи с выпускниками класса.
6. Знакомство с миром искусства.
7. Музыкальные викторины.
8. Посещение филармонических концертов.

Иногда темы наших заседаний, мне подсказывают сами дети. Мои ученики самостоятельно или с моей помощью готовят доклады, творческие проекты, выступают с выученными произведениями на сцене. Многие из учащихся с большим желанием и старанием берутся за порученную работу. Иногда у детей возникают вопросы по предложенной теме, но они сами начинают искать литературу, приносят детские книжки, журналы, используют образовательные ресурсы Интернета. А потом, на заседании клуба, пытаются в интересной форме рассказать об этом другим так, чтобы никто не остался равнодушным. Участвуя во внеклассных мероприятиях, ученики получают возможность свободной реализации своих художественных идей, умение понимать, различать, чувствовать искусство, оценивать результаты своей творческой деятельности. При вступлении в клуб «Погружение в музыку» мы проводим «традиционный ритуал» — прием в члены клуба, в ходе которого каждому новичку вручают членский билет, значок и предлагают произнести символическую клятву.

В современном образовании ценится новизна, поэтому с каждым годом я уделяю все больше внимания использованию на занятиях клуба информационно-коммуникативных технологий, ищу новые формы и методы подачи материала детям, чтобы поддерживать интерес к познанию. На занятиях клуба мы просматриваем на ноутбуке документальные фильмы о композиторах, музыкальные мультфильмы по соответствующей теме. Многим ребятам нравится смотреть видеоролики с выступлением знаменитых пианистов и музыкантов. Дети очень любят слушать рассказы о композиторах музыканта-искусствоведа Михаила Казиника. И в этом году, после посещения его лекции в городе Нур-Султане, у меня возникла идея организовать диспут по книге М. Казиника «Буравчик в стране Света», которую он написал для детей. Мне очень нравится его вступительное слово к читателям: «Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тети! Если хотите, чтобы ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии и не с физики, и даже, не с математики — начинайте с музыки. Потому что в музыке скрыты все формулы научных знаний, все тайные коды открытий будущего. Музыка — пища для развития человеческого мозга».

Для проведения запланированного мероприятия необходимо, чтобы все ученики прочитали эту книгу и записали основные тезисы. Затем им предлагается составить ряд вопросов, на которые они хотели бы получить ответы. Надеюсь, что в конце мая, при соответствующей подготовке, на заключительном годовом заседании клуба, эта задача будет выполнена. Каждое заседание клуба обязательно заканчивается подвижными играми, которые помогают детям расслабиться, проявить смекалку и выплеснуть «накопившуюся» энергию. Любое внеклассное мероприятие углубляет и развивает интерес учащихся к музыке, расширяет кругозор, способствует дальнейшему развитию творческого потенциала, учит их активно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Одной из наиболее эффективных форм воспитательной работы, несомненно, являются наши совместные посещения концертов симфонического оркестра имени Е. Рахмадиева в городе Караганда. Мы обязательно, всем классом ходим на их выездные концерты в нашем городе и в школе. Театры, концерты в филармонии ребята также посещают вместе с родителями. Вначале некоторые родители выражали недовольство тем, что их отрывают от домашних дел и любимого телевизора, но постепенно недовольство прошло, и родители сами стали интересоваться предстоящими спектаклями, помогали организовывать поездки на концерты. На одном из родительских собраний обсуждали такой важный вопрос, как культура поведения учащихся в концертных залах. Педагог попросила обратить внимание на такие стороны поведения человека, как добрые взаимоотношения с окружающими, культуру общения (не разговаривать во время исполнения, вовремя аплодировать, выключать сотовые телефоны), а также следить за внешний обликом мальчиков и девочек. На концерте симфонической музыки, в театре, во время слушания музыки в каждом ученике происходит процесс духовного накопления, непрерывная работа музыкальной памяти, внимания и эстетического развития. У ребят расширяется кругозор и вместе с тем идет процесс обучения музыкальной культуре.

Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства любви к своей Родине, к родным и близким. Система дополнительного образования призвана обеспечить воспитание патриотов Казахстана, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Наши национальные традиции и обычаи, мудрость Абая, перо Ауэзова, волшебные звуки Курмангазы — это только часть казахской духовной культуры. Использование элементов культурных традиций казахского народа в воспитательном процессе будет способствовать формированию нравственно-патриотических качеств личности. В прошлом году, мы с учениками класса, посетили музей Первого Президента Н. Назарбаева, который находиться в нашем городе. В экспозиции музея представлены экспонаты о деятельности Первого Президента, государственные символы и денежные знаки республики Казахстан. Мы познакомились с материалами о первопроходцах-строителях, узнали об этапах строительства города Темиртау и Казахстанской Магнитки. Экскурсовод рассказала ребятам о том, как велика наша Родина, как богата и самобытна культура нашего народа. Казахстан — родина для многих, но для того, чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа, принять историю и культуру страны как свои собственные. В декабре, под моим руководством, прошел классный концерт, посвященный 28-летию Независимости Казахстана. Концертная программа была составлена из произведений современных казахстанских композиторов и народной казахской музыки. По сценарию в программу концерта были включены патриотические стихотворения о величии казахского народа, о любви к Родине, которые читали дети на русском и казахском языках. Все участники концерта одели национальные костюмы, чтобы проникнуться творческим духом и атмосферой праздника. Дети исполняли фортепианные произведения казахских композиторов с огромным желанием и творческим подъемом. В заключении концерта все ученики исполнили государственный гимн и получили в подарок символ нашего государства — флажок. Мероприятие прошло на высоком патриотическом и художественном уровне.

В этом году наша страна празднует 175-летие со дня рождения великого казахского поэта, мыслителя, композитора и общественного деятеля Абая Кунанбаева. В период празднования юбилея запланировано провести классный час на тему: " Абай Кунанбаев — великий певец казахской степи«. Уже сейчас мои ученики приступили к разучиванию произведений Абая, в переложении для фортепиано. Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны, в изучении и познании культурно — исторического пути казахского народа. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции, но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных событиях, возможно.

В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что без тесного сотрудничества с родителями учащихся, невозможно успешное обучение игре на фортепиано, устойчивого интереса к занятиям и развитие творческих способностей детей. Именно взаимодействие с родителями, бабушками и дедушками помогает педагогу понять глубину интересов и стремлений ребенка, которые важно направить в нужное русло. С первых лет обучения обязательно провожу анкетирование и индивидуальные беседы с родителями, чтобы лучше разобраться в их заинтересованности в развитии ребенка и желании принимать активное участие в этом процессе. После этого, составляю психолого-педагогическую характеристику на ученика, с целью прогнозирования и планирования его дальнейшего роста. Очень важно завоевать доверие родителей, суметь понять, что конкретно они хотят получить в музыкальной школе для своего ребенка. Каждая встреча обязательно включает беседу, психолого-педагогические рекомендации по наболевшим вопросам в воспитании подрастающего поколения. Стараюсь консультировать их в правильной организации домашних занятий, убедить в необходимости создания условий для занятий фортепиано. В WhatsApp мною создана группа, в которую входят все родители моих учеников. Я своевременно информирую их о проводимых концертах и классных часах, в которых обязательно принимают участие самые активные. Родителей, которые любят музыку, владеют каким либо инструментом я привлекаю к участию в лекциях — концертах. Очень часто предоставляю возможность выступления на сцене семейных дуэтов, т. е. ребенок со своей мамой или брат с сестрой.

Одной из форм общения педагога с родителями, становятся родительские собрания, которые со временем претерпели изменения в структуре и содержании. Вот уже несколько лет провожу собрания в форме диалога с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Несомненно, каждое родительское собрание требует тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности и взаимопонимания. Встречи с родителями, родительские собрания — одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение и объединяющая родительский коллектив. Родительские собрания стараюсь провести так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. Некоторые из родителей являются активными участниками мероприятий, помогают организовывать досуг детей, становятся помощниками в воспитательном процессе. В конце учебного года мы проводим итоговый концерт, на котором выступают все ученики класса. Каждый ученик исполняет произведения, выученные за год, таким образом, подводя итог полученным знаниям и умениям. Некоторые дети, проявляя инициативу, исполняют любимые эстрадные пьесы, выученные самостоятельно и даже, иногда импровизации собственного сочинения. Родители и педагог, партнёры единомышленники в образовании и воспитании детей, отсюда возникает связь: педагог → родители → дети. Привязанность ребёнка к родителям и его доверие к ним, позволяют взрослым в процессе организованной музыкальной деятельности активно формировать и развивать у него интерес к подлинно художественной музыке. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу и действуют сообща. Я не сомневаюсь, что такая форма работа как: совместные концерты учащихся и родителей; лекции — беседы; чтение книг о музыке; домашние концерты; совместные походы в театр и филармонию, обязательно принесет положительные результаты в музыкальном воспитание детей и является эффективным инструментом образовательного процесса.

В заключении хочется отметить, что совместная организация индивидуального обучения и внеклассной работы в детской школе искусств носит позитивный и благоприятный характер для образования, воспитания и развития детей, обучающихся в ней. Такая форма помогает решить некоторые проблемы воспитательной работы с личностью ребенка. Она дает возможность подойти к воспитанию и обучению каждого ребенка дифференцированно, исходя из его возможностей и особенностей развития. Благодаря такому сочетанию в дополнительном образовании воспитывается новый тип креативного человека. Чем дольше ребенок занимается в музыкальной школе, тем выше у него выражены познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора. В процессе обучения у ребенка формируется положительное отношение к труду, возникает уникальное видение мира, свойственное только его личностному восприятию. Позволю себе маленькое сравнение. Мы педагоги дополнительного образования, делаем свою работу как мастера — ювелиры, тонко обрамляя характер наших учеников — самородков, оттачивая грани их таланта и способностей, своим терпением, знаниями и опытом работы. В последствии из них вырастают прекрасные, трудолюбивые, целеустремленные, творчески развитые и интеллигентные люди. Останавливаться на достигнутом я не собираюсь и продолжая свою деятельность педагога — музыканта всегда ищу новые, интересные методы и формы педагогической работы.

Категория: