Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Воспитание музыкальной культуры — как части духовной культуры подрастающего поколения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Горбунова Анна Владимировна преподаватель теоретических дисциплин КГУ «Комплекс «Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля» г. Петропавловск

Воспитание музыкальной культуры — как части духовной культуры подрастающего поколения

Формирование личности человека на современном этапе — это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Шагая в ногу с развитием нашего молодого государства, важнейшей задачей эстетического развития подрастающего поколения является разностороннее изучение национальной музыкальной культуры, как части духовной культуры духовного наследия казахского народа в непрерывной связи с историей развития общества.

Предмет «Казахская музыкальная литература» изучается учащимися детских музыкальных школ и студентами колледжей искусств на всех отделениях. Уже на первом году обучения имеет большое значение для их духовного развития. Так как устно-поэтическое музыкальное искусство казахов, которое составляет основу предмета, призвано помогать воспитанию культуры высоких чувств и становлению духовного мира личности. Воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание помогает преодолеть дисгармонию в обществе, воспринимать общечеловеческие ценности. И поэтому, богатое устное поэтическое творчество и песенно-музыкальное наследие казахов до сегодняшнего является неиссякаемым источников вдохновения для современности, эталоном воспитания нравственности современного общества и необходимым материалом для обучения подрастающего поколения.

Не зная своих истоков, не интересуясь историей своего народа, современное общество потеряло бы то ценное, что необходимо для дальнейшего развития. Не случайно, А. С. Пушкин, в свое время заметил, «… неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Именно произведения устного народного творчества учат помнить о своих исторических корнях, народных традициях, честности, доблести, и о многом другом, что называется человечностью.

В первую очередь, жизнь казахского народа нашла свое отражение в устном народном творчестве — фольклоре. Фольклор является составной частью богатой народной культуры, в течении длительного периода времени он оставался единственным средством выражения народом своих дум и чаяний. М. М. Каратаев заметил, что «Фольклор, являясь общенародным коллективным творчеством различных классов и социальных групп, не был социально однородным, и не принадлежал всецело одному классу. Он наследовал и развивался разными классами в каждую эпоху в соответствии с условиями жизни народа, интересами и особенностями мировоззрения данной социальной среды.

Народная музыка — одна из составных частей всего музыкального образовательного пространства. Необходимость всеобщего музыкального воспитания подтверждается всей историей мировой эстетической и педагогической мысли. Об этом говорили величайшие философы, ученые, педагоги самой глубокой древности, об этом говорится и сейчас. По богатству сюжетов и многообразию жанров казахских фольклор предстает перед нами как глубокий океан, полный неразгаданных тайн. Следуя за жизнью и историей, устное творчество, по необходимости меняло свои формы. Если эпическое произведение было наиболее подходящей формой описания деяний легендарных батыров, то для регулирования морально-этических норм и правовых отношений кочевого общества требовалось нечто иное. Более специфические средства требовались для регулирования отношения быта, закрепления обычаев и традиций. Соответственно, функция фольклорных произведений — познавательные, воспитательные, эстетические.

Исследователями установлено, что наиболее распространёнными жанрами казахского фольклора были бытовые и обрядовые песни, кюйи, эпические песни, легенды, сказки, поговорки, пословицы и, конечно же, эпос. Большое место занимали в культуре казахского народа пословицы и поговорки. В них отразился глубокий философский смысл, дух народа. Пословицы и поговорки, в которых заложена народная мудрость, относится к ораторскому виду искусств « шешендік өнер», где «орудием труда» является слово, а пословицы и поговорки в них — тем фактором, который не подлежит спору, ни возражению. Этот вид искусства развивается и по сей день.

Не менее ярко мировоспитание казахского народа отражается в народных сказках. Сказки — неисчерпаемый родник народной мудрости. Главной функцией сказок является воспитание подрастающего поколения. Так же мировозрение, философия казахского народа получили яркое отражение в эпосе. Именно в эпосе, как и вдругих видах фольклора сохранились идейно-эстетическая ценность произведения, позновательная и воспитательная значимость эпического целого. По содержанию казахских эпос разделяется на героический, историческийи лирико-романтический. К наиболее ярким образцам героического эпоса относятся «Қобыланды батыр», «Алпамыс батыр», «Ер-Торғын», «Қамбар батыр», к историческим — «Сұраншы батыр», «Орақ — Мамай», «Ермек батыр» и другие, лиророманическим или семейно бытовым — «Қозы Көрпеш Баян сұлу», «Қыз Жібек», «Айман — Шолпан», «Еңлік-Кебек» и другие.

Во всех эпосах заложен глубокий философский смысл морально-этического свойства. То есть, как и в сказках и пословицах — поговорках, в эпосе большое внимание уделяется не просто физической силе, но и знаниям, умственным способностям героев и других действующих сил. Эпос сохраняет весь опыт коллективного, сознания народа от эпохи первобытно-общинной формации до самого предверия государсвенно-классовой жизни. Эпос собственно и возникает как взгляд от этого рубежа, как попытка народного сознания осмыслить свою модель жизни не только как идиализированно вчерашнюю, но и как вечную, осмысливая ее как форму народной жизни.

В связи с этим, необходимо еще раз подчеркнуть одну из многочисленных функций казахского эпоса — воспитательную функцию. В них отражаются те идеалы, к которым стремятся и которыми живут люди. Герои эпосов это те батыры, которые являются совершенным образцом подражания для подрастающего поколения. Ведь на протяжении многих столетий казахский народ был вынужден защищать свои земли от иноземных захватчиков ценою своей жизни. И практически во всех существующих жанрах музыкального искусства казахского народа, начиная с древнейших времен, заканчивая совремнными произведениями присутствует тема независимости и свободы. И какую бы область фольклора сейчас не затронули исследователи, в каждом из них, в той или иной степени, находит отражение идея независимости государства, отдельных личностей или опредеоенного слоя населения.

Борьба с иноземными захватчиками и борьба между представителями разных сословий — две главные темы. Они присуще как героическим, лиророманическим эпосом казахов. Если в героических эпосах борьба была направлена против гнета чужаков, когда народные герои ценою своей жизни защищали родные земли, то в лиророманических эпосах она была против внутренних врагов, угнетателей и порабатителей беззащитного слоя населения и женщин. По этому идея независмости народа, земли или отдельных представителей общества запечатлелись в памяти народной в виде эпических полотен, песен, кюйев и других видах искусства.

Содержания эпосов создавались в разное время, в разные эпохи и основывались на реальных исторических событиях. Эпос всегда отражает время героических личностей, героических идей и народ рождает их в период самоотверженных испытаний и борьбы. Исполнение эпоса всегда проходило в обстановки полной гармонии. Имеется в виду в той «эпической среде», где благодарный слушатель выполняет надлежащую себе функцию. Он является не просто слушателем, он так же как исполнитель — соучастник событий, вдохновитель и соавтор. По сведениям иследователей продолжительность исполнения эпоса насчитывала от трех часов до трех дней, а количество поэтических строк достигало нескольких тысяц. Соответственно, исполнители эпоса должны обладать финаминальной памятью, хорошими вокальными данными, интонационной гипкостью речи, искусством исполнения на инструменте, которым себе, аккомпанируют актерским мастерством. Не случайно, еще Шокан Уалиханов в свое время назвал исполнение эпоса «актерским мастерством». Эпическое искусство всегда было объектом иследования ученых разных специальностей. Если поэтику эпоса изучают филологи, то эстетические воззрения жырши и нравственная сторона эпического целого всегда интересовала философов. А музыкальная основа помятника, как ее неотъемлимая часть занимает особое место в отечественной музыковедческой науке. Среди иследователей эпического наследия казахского народа известны имена таких ученых, Ш. Уалиханов, А. Маризман, М. Ауызов, В. Радлов, В. Жирмунский, М. Каратаев, Б. Азбаева, Е. Турсынов, Ш. Ибыраев и другие. Из музыковедов наиболее значимы труды Б. Г. Ерзаковича, А. Кунанбаевой, А. Бигазкиной. На уроках выше сказанной дисциплины можно вкрадце дать обзор по иследованиям отечественных музыковедов, изучавших и изучающих эпические памятники казахского народа.

Перед тем как перейти на литературоведческий и музыковедческий анализ конкретного эпического памятника педагогу необходимо вкрадце дать информацию о локальных эпических школах, о современном бытовании данной традиции и ее носителях. Благодаря общирной территории распространения богатству и разнообразию, эпические традиции казахов интенсивно развиваются в отдельных регионах республики, что позволяет выделить три локальных стиля — семиречинский (Жетісу), юго-западный (огузский — побережье Сыр-Дарьи) и западный (ногайлинский — Мангыстау). Представители этих локальных школ — Тұрмағамбет, Нұртуған, Жасбай, Қашаған, Жамбыл, Сарыбай и другие.

В наше время эпос бытует не только в традиционной форме, но и в форме музыкальных драм на эпический сюжет. Широко известны драматические спектакли, кинофильмы, оперные и балетные постановки, песни, а так же домбровые кюйи на эпические сюжеты. Сюжет эпоса, родной и близкий для казахской аудитории неприменно найдет отклик в душах и сердцах багодарного слушителя. С большим успехом проходят концерты оперных постановок, спектаклей, санетно-сифонических произведений. К примеру, оперы «Қыз Жібек», «Ер Торғын», Ғ. Жубановой, Е. Брусиловского «Алпамыс», Рахиадиева «Еңлік-Кебек», балет «Қозы Көрпеш — Баян Сұлу» Е. Брусиловского, фортепианный цикл «Еңлік-Кебек». Художественный фильм «Қыз Жібек» и одноименные спектакли. Поэтому при изучении эпического наследия казахов учителю необходимо дать сравнительный материал на один и тот же эпический сюжет. Таким наиболее широким образцом эпоса является «Қыз Жібек». В свое время М. Ауэзов отметил, что «Қыз Жібек» является тем эпическим образцом фольклора где наиболее ярко изображены и моральные устои старого качевого быта казахов. «Қыз Жібек» — зерколо качевого быта казахов. Неслучайно на этот эпический сэжет еще в 70 годы 20 века был снят фильм «Қыз Жібек» К. Ходжикова, в 1934 году на либретто Г. Мусрепова появилась одноименная первая казахская опера Е. Брусиловского. Следует подчеркнуть, что высшей формой отражения действительности, философии и эстетики казахов является устное народное творчество. Культурная среда учебного заведения — основа формирования человека. Содержание воспитательной работы национальной культуры направлено на создание среды, обеспечивающей социально-коммуникативную и духовную атмосферу в которой учащиеся смогут выстроить адекватный образ своего культурного «Я». А, изучение в курсе «Казахской музыкальной литературы» и «Народного творчества» этих образцов в различных видах их проявления и воплощения, позволит понять мышление народа, его художественные идиалы и ценности, что непременно влияет на духовное развитие подрастающего поколения.

Литература:

1. История Казахстана. Энцеклопедический справочник, Алматы, 2010.
2. Литература Казахстана. Энцеклопедический справочник, Алматы, 2010.
3. Каратаев М. Эстетика казахского героического эпоса: автореферат, кандидат философских наук, Алма-ата, 1973.
4. Межвузовский сборник научных трудов. «Музыка Казахстан: композитор, произведение и исполнитель», Астана 2001.
5. Казахская музыка. Традиции и современность. Сборник трудов Алма-ата 1992.

Категория: