Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие «Знакомство с музыкальными инструментами»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Дергунова Светлана Павловна, учитель теоретических дисциплин, первая квалификационная категория, «Зеленовская музыкальная школа № 2» ЗКО Зеленовский район, село Мичурино

Дергунова Светлана Павловна

Цель: показать детям разнообразие музыкальных инструментов, обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

Задачи: расширить и обобщить музыкально-слуховой опыт детей их представления о музыкальной культуре, развивать тембровый слух, умение узнавать звучание инструмента.

Ведущий: Уважаемые гости, сегодня мы пригласили Вас на музыкальную беседу, посвященную музыке и музыкальным инструментам.

В повседневной жизни человека окружает множество звуков и шумов. Какие-то из них на нас действуют раздражающе, к другим мы до того привыкли, что просто не обращаем на них внимания, другие ласкают слух. А какие, ребята, шумы вы знаете?

Для нас — это самые обычные звуки, композитор же, благодаря своему дару, преобразовывает их в музыку, пьесу, песню.

«Музыка всюду живет» Семерин

Ветер чуть слышно поет.
Липа вздыхает у сада -
Чуткая музыка всюду живет -
Только прислушаться надо.
Птицы встречают восход.
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет.
Только прислушаться надо.

Звучит пьеса Грига «Утро» в грамзаписи.

Ведущий: Музыку создает композитор, а помогают ему в этом музыкальные инструменты. А Какие музыкальные инструменты вы знаете?

Когда я была маленькой, мама подвела меня к интересному большому ящичку. Удивительная картина предстала предо мной! Деревянные молоточки вели какую-то игру с металлическими струнами. Их было много. Молоточки касались струн и внезапно, словно в испуге, отскакивали обратно. А струны рокотали от бешенных наскоков молоточков. плакали. будто задетые за живое, нежно пели под ласковыми прикосновениями, смеялись и ликовали, негодавали, печалились и вздыхали. Вся эта игра называлась Фортепиано.

И вот однажды я подслушала разговор двух инструментов. Это были рояль и пианино.

Пианино объясняло: имя мое происходит от двух итальянских слов — форте и пиано. По-русски меня следовало бы называть Громкотихо.

А меня называют Рояль, что в переводе означает королевский. На мне скрестились три рода музыкальных инструментов: Род струнных. Род клавишных .Род ударных.

Мой родной отец — благородный клавесин. От него я унаследовал свою внешность и сердце — клавишный механизм. Моя мама — цимбалы. Музыка на нем звучит от ударов палочек по струнам. Это очень древний инструмент. А сделал меня итальянский мастер Бартоломео Кристофори. И стою я отныне в больших концертных залах. А теперь давайте послушаем, как умеет разговаривать наше благородное фортепиано.

В исполнении ученицы фортепианного отделения звучит «Вальс» П.И.Чайковского из балета «Спящая красавица».

Издалека раздаются тихие звуки скрипки.

Ведущий: Я узнала Вас! Вы — знаменитая скрипка. Кто еще из музыкальных инструментов поет душевнее, слаще маленькой скрипки. Будто к сердцу прикоснулось что-то ласковое, теплое. И сердце замерло от блаженства.

Мое русское имя — гудок. Английское — жига, т.е. окорок (она была похожа на окорок —кусок свинины).

Где только не пела скрипка. Она была ужасно легкомысленна. А была она и в цыганском таборе, и в модном ресторане — где танцы там и я — говорила она. Она всегда была под рукой учителя танцев. Он прятал ее в карман камзола. А сделали ее такой, какая она сейчас итальянские мастера Амати. Страдивари, Гварненри. И дали ей голос божественной красоты.

В исполнении ученицы струнного отделения звучит «Хор волшебников» из оперы Вебера «Волшебный стрелок»

Ведущий: Ребята. Посмотрите на Баян — какой красавец!

Душа этого инструмента — особое пневматическое устройство. Действующее силой сжатого воздуха. Воздух нагнетается и колеблет упругие металлические пластинки —язычки. Раскроет душу баян — весело танцуют язычки, а если загрустит-то подрагивают язычки в задумчивости. Баян родом из старинного русского города Тулы. Сотворил его мастер П.Стерлигов и дал ему гордое былинное имя. Потому что заложена в нем сила богатырская, и может он играть любую музыку. Часто под него поют частушки, народные песни.

Выступает дуэт баянистов.

Ведущий: Жила была балалайка. Очень любила она побалагурить, поболтать. Дружбу водила с людьми веселыми — в хороводах, на гуляньях. Все бы так шло и дальше, да появилась у нее соперница — счастливая, заморская гитара семиструнная. Забывать стали потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара. Сколько задушевных романсов можно спеть под гитару!

В исполнении учащихся звучит романс А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»

Ведущий: Домбра — казахский народный инструмент. Домбра используется как сольный инструмент и как ансамблевый. Она имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделенный ладами. О происхождении домбры народ сложил легенду. Жили давным-давно два брата. У младшего была домбра, на которой он очень любил играть. Старший же брат был очень самолюбивым, тщеславным. Решил он построить мост. В то время, как он строил мост, младший брат все время играл на домбре. Разозлился старший брат, выхватил из рук младшего домбру и разбил ее о скалы. Остался только отпечаток домбры на камнях скалы... Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток и стали по нему новые домбры делать.

В исполнении ансамбля домбристов звучит кюй Курмангазы «Балбырауын»

Ведущий Вот мы и познакомились с музыкальными инструментами, а теперь давайте послушаем музыкальные пьесы в исполнении учащихся и преподавателей нашей школы.

Проводится небольшой концерт, где выступают преподаватели и учащиеся.

Ведущий: В заключении мы хотим сказать вам пожелание словами русского композитора Шостаковича Д.Д.: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.»

Список литературы

1. Казахские музыкальные инструменты. Алматыкітап 2006, К.Коныратбай
2. В мире музыкальных инструментов. Газарян С.С. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989.
3. Рассказы о русских народных инструментах. Васильев Ю., Широков А. 1986
4. Рождение фортепиано. Марк Зильберквит. 1984. Издательство: Советский композитор

Категория: