Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие с элементами самопознания «Пред ликом священной природы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Подготовила Шефер Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

(Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии 19–20 веков)

Разработка может быть использована как на уроках литературы, так и во внеклассной работе, например, в рамках экологической декады.

Цели мероприятия:

  • Показать, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19–20 веков и какие проблемы они поднимают в своих стихотворениях.
  • Объяснить понятие «экология», расширить представление ребят о загрязнении окружающей среды.
  • Развивать навыки анализа лирического произведения.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска или диапроектор, выставка книг о красивейших заповедных местах Казахстана, аудиозаписи, музыкальный центр.

Эпиграф к мероприятию:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик —

    В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    Ф. Тютчев

Ход мероприятия:

Под красивую лирическую музыку учитель читает отрывки из произведений Н. В. Гоголя И.С. Тургенева и предлагает вспомнить авторов этих прекрасных описаний природы. Во время чтения на доске появляются слайды с изображением степи, летнего цветущего луга. Слайды сопровождают чтение всех стихотворений.

«…Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы скользили голубые, синие и лиловые волошки, жёлтый дрок выскакивал своею пирамидальною верхушкою, белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности, занесённый бог весть откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»).

«…Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков — серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места… Но сами они так же лазурны, как небо. Они все насквозь проникнуты светом и теплотою…» (И. С. Тургенев. «Бежин луг»)

Учитель: «Замечательные картины природы встают перед глазами! А сейчас мы послушаем несколько японских трёхстиший — хокку, и вы убедитесь, что всего тремя строчками можно выразить неповторимую красоту окружающей нас жизни»:

Дети читают хокку:

    Срезали пион —

    И себе настроение испортил

    На целый вечер.

    Бусон
      Бушует осенний вихрь!

      Едва народившийся месяц

      Вот-вот он сметёт с небес.

      Какэн
    На руке у меня

    Прохладный, зеленоватый

    Огонёк светляка…

    Сики
      Осенняя луна

      Сосну рисует тушью

      На синих небесах.

      Рансэцу
    Бедные звёзды!

    Им места нет в небесах —

    Так сияет луна…

    Дэйкин
      Лошадка-мама

      Как она сторожит у ручья

      Пока жеребёнок пьёт…

      Исса

Учитель: «Тема „Природа и человек“ всегда была одной из центральных тем в литературе. А каково её звучание в лирике 19, 20 веков? Об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии. Вам, ребята, конечно же, известна „Сказка о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина. Старухе из этой сказки принадлежат слова:

    „Не хочу быть вольною царицей.

    Хочу быть владычицей морской.

    Чтобы жить мне в океане-море,

    Чтобы служила мне рыбка золотая

    И была у меня на посылках“.

И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого на Земле. А сказки зазвучали по-иному…»

Ученик читает «Атомную сказку» Ю. Кузнецова.

    Эту сказку счастливую слышал

    Я уже на теперешний лад.

    Как Иванушка во поле вышел

    И стрелу запустил наугад.
      Он пошёл в направленье полёта

      По сребристому следу судьбы.

      И попал он к лягушке в болото,

      За три моря от отчей избы.
    — Пригодится на правое дело! —

    Положил он лягушку в платок.

    Вскрыл ей белое царское тело

    И пустил электрический ток.
      В долгих муках она умирала,

      В каждой жилке стучали века.

      И улыбка познанья играла

      На счастливом лице дурака.

Беседа с классом по вопросам:

— Какая проблема звучит в сказке?

— Чем отличается главный герой от Ивана из русской народной сказки?

Учитель: «На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды. Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. А как вы понимаете слово «экология? (Учащиеся высказываются) Экология — раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы».

Слово предоставляется учащимся, выступающим в роли статистов-экспертов из Комитета по охране окружающей среды Казахстана.

Выступление экспертов:

«Проблема Аральского моря. Из-за неумелого использования водных ресурсов рек Амударьи и Сырдарьи, впадающих в Аральское море, их воды перестали доходить до моря. Это вызвало обмеление и высыхание моря. В результате этого исчезло 800 га лесов. Озеро Балхаш. Не исключена возможность, что к началу 21-го века западная часть Балхаша может абсолютно высохнуть, а восточная — превратиться в заболоченную местность в результате бездумного и неумелого использования водных ресурсов.»

Учитель: «Вернёмся к словам египетского фараона: „Я никогда не перегораживал текущей воды“. А вот что сказал поэт Василий Фёдоров»

Ученик читает стихотворение В. Фёдорова:

    Да Винчи говорил:

    «Когда вы захотите

    Какой-нибудь реке

    Дать новый,

    Лучший путь,

    Вы как бы

    У самой реки спросите,

    Куда б она сама

    Хотела повернуть».
      Мысль Леонардо!

      Обновись и шествуй,

      И вечно торжествуй

      На родине моей.

      Природа и сама

      Стремится к совершенству.

      Не мучайте её,

      А помогайте ей!

Учащимся предлагается послушать стихотворения о природе:

С. Есенин

    Видели ли вы,

    Как бежит по степям

    В туманах озёрных кроясь,

    Железной ноздрёй храпя,

    На лапах чугунных поезд?
      А за ним

      По большой траве

      Как на празднике отчаянных гонок,

      Тонкие ноги закидывая к голове,

      Скачет красногривый жеребёнок?

      Милый, милый, смешной дуралей,

      Но куда он, куда он гонится?

      Неужель он не знает, что живых коней

      Победила стальная конница?

      Неужель он не знает, что в полях бессиянных

      Той поры не вернёт его бег,

      Когда пару степных россиянок

      Отдавал за коня печенег?

      По-иному судьба на торгах перекрасила

      Наш разбуженный скрежетом плёс,

      И за тысячи пудов конской кожи и мяса

      Покупают теперь паровоз.

Евгений Баратынский

Приметы

    Пока человек естества не пытал

    Аршином, весами и мерой,

    Но детски вещаньям природы внимал,

    Ловил её знаменья с верой;

    Покуда природу любил он, она

    Любовью ему отвечала,

    О нём дружелюбно заботы полна

    Язык для него обретала.

    Почуя беду над его головой,

    Вран каркал ему в опасенье,

    И замысла, в пору смиряясь пред судьбой,

    Воздерживал он дерзновенье.

    На путь ему из лесу выбежал волк,

    Крутясь и подъемля щетину,

    Победу пророчил, и смело свой полк

    Бросал он на вражью дружину.

    Чета голубиная, вея над ним,

    Блаженство любви прорицала.

    В пустыне безлюдной он не был одним,

    Нечуждая жизнь в нём дышала.

    Но, чувства презрев, он доверил уму:

    Вдался в суету изысканий…

    И сердце природы закрылось ему.

    И нет на земле прорицаний.

Последний поэт

Отрывок

    Век шествует путём своим железным.

    В сердцах корысть и общая мечта.

    Час от часу насущным и полезным

    Отчётливей, бесстыдней занята.

    Исчезнут ли при свете просвещенья

    Поэзии ребяческие сны,

    И не о ней хлопочут поколенья,

    Промышленным заботам преданы.

Учитель: «К сожалению, это так. Люди преданы промышленным заботам. Думают о том, как и где построить новую фабрику или завод, как больше добыть нефти, срубить леса, не спрашивая об этом у самой природы. Да и зачем спрашивать, она ведь не ответит. А вот Фёдор Тютчев когда-то написал:

    Не то что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик —

    В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Вопрос классу: «А где мы можем услышать голос природы?» (Дети высказывают свои мысли).

Чтение стихотворения А. Фета

    Учись у них — у дуба, у берёзы.

    Кругом зима. Жестокая пора!

    Напрасные на них застыли слёзы,

    И треснула, сжимаяся, кора.
      Всё злей метель и с каждою минутой

      Сердито рвёт последние листы,

      И за сердце хватает холод лютый

      Они стоят, молчат; молчи и ты!
    Но верь весне. Её примчится гений,

    Опять теплом и жизнию дыша.

    Для ясных дней, для новых откровений

    Переболит скорбящая душа.

Чтение стихотворения В. Казанцева

    Это никогда не надоест —

    Листьев неумолчное плесканье,

    Мреющих, бессмертных звёзд блистанье,

    Иль, как раньше говорили, звёзд.
      Это не наскучит никогда —

      Плавная неправильность сугроба.

      Ровная законченность плода.

      По земле идущая дорога.

      По песку бегущая вода.

Учитель: «А сейчас послушайте стихотворение Александра Ширяевца и подумайте, какая проблема в нём поднимается».

    Тускнеет твой венец алмазный,

    Не зыкнет с посвистом жених…

    Всё больше пятен нефти грязной,

    Плевки Горынычей стальных…
      Глядишь, старее и дряхлее,

      Как пароходы с рёвом прут,

      И голубую телогрею

      Чернит без устали мазут.
    А жениха всё нет в дороге…

    Роняет известь едкий прах…

    Плывёшь ты с жалобою к морю,

    Но и оно — в плевках, в гудках.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Учитель: «Поэзия рождается на почве, которая называется прозой жизни. Так какова эта проза?»

Выступление экспертов: «Нефтяное загрязнение океана — самое распространённое явление. От 2-х до 4-х% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн. тонн тефтяных углеводородов. Реки мира ежегодно выносят в морские и океанические воды более 1,8 млн. тонн нефтепродуктов. К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса. Только 10% загрязняющих веществ остаётся вблизи места сброса, остальные загрязняют весь морской бассейн. В развивающихся странах от загрязнённой воды ежегодно умирает 9 млн. человек!»

Учитель: «Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь — озеленять, очищать, отмывать, спасать… Ребята, а как вы думаете, как можно спасти природу, а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?» (Беседа с классом).

Звучит стихотворение А. Толстого

    Острою секирой ранена берёза,

    По коре сребристой побежали слёзы;

    Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй!

    Рана не смертельна, вылечится к лету.

    Будешь красоваться, листьями убрана…

    Лишь больное сердце не залечит раны!

Вопрос классу: «А какую пользу приносит человеку лес? Что волнует А.Толстого?» (Учащиеся высказывают своё мнение).

Выступление экспертов: «Лес — одно из совершенных творений природы. Лесные плантации защищают от наводнений, эрозии почвы, создают промышленные запасы древесины. В последнее время уменьшаются площади лесов и увеличиваются обезлесенные пространства. При сплошных рубках на участке 10 га (в хвойных лесах) и 25 га (в лиственных лесах) удаляются все деревья в течение 1 года, или одного заготовительного периода. В итоге за последние 300 лет площадь лесов сократилась почти втрое. Основной путь сохранения лесных ресурсов — это более полное использование древесины. Деревья, посаженные на площади земли в 1 га поглощают 8 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек».

Заключительное слово учителя: «Сколько бы мы ни говорили о любви к природе, сколько бы ни было написано литературы, призывающей к охране окружающей среды, пока каждый человек не осознает, что ответственен за её сохранность, что от каждого зависит то, в каком состоянии мы оставим планету своим детям и внукам, ничего не изменится. И со временем от природы, которой мы восхищаемся, благодаря которой живём (ведь человек — дитя природы), ничего не останется. Так давайте „пред ликом священной природы“ пообещаем беречь, любить и преумножать окружающую нас красоту, а значит и саму жизнь».

Учащиеся становятся в круг «От сердца к сердцу» и обещают любить и охранять природу.

Учитель: «Давайте, ребята, постараемся придерживаться заповеди, которая выражена в сказке Сент — Экзюпери «Маленький принц: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.»

Минутка тишины. Под музыку «Аве Мария» ребятам предлагается подумать о том, что было сказано на занятии.

Категория: