Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие лекция—концерт на тему «В гостях у госпожи Мелодии»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Янке Татьяна Леонидовна, преподаватель по классу фортепиано, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая

Янке Татьяна Леонидовна

План:

1. Народные песни: а) русские, б) казахские
2. Сказки.
3. Лирические мелодии: а) колыбельные песни, б) джазовые обработки
4. Вальсы: а) классические, б) современные.

Оформление концертного зала: зажжённые свечи в подсвечниках, репродукции картин, портреты композиторов, эскизы национальных костюмов.

В мероприятии принимают участие учащиеся 1–7 классов отделения фортепиано.

Ведущий: Добрый день! Сегодня все мы в гостях у госпожи Мелодии (звучит тема первого концерта П. И. Чайковского).

Там, где небо сходится с землёй,
Горизонт родился молодой.
Я бегу желанием томим,
Горизонт уходит — я за ним…

Что там за горизонтом? Наша мечта, наверное… Госпожа Мелодия любит мечтать… Мечта зовёт, манит вдаль… А там, вдали, полоска бескрайней степи, леса, облака, туманности… И всё это живёт, движется — жизнь земли и жизнь неба, разделённые линией горизонта.

Линия мелодии… Какие дали, какую глубину открывает она? Здесь тоже всё жтвёт, меняется. Здесь тоже есть облака и туманности. Необъятное пространство, только музыкальное.

Тронула умелая рука акына струну и заговорила, запела домбра; поплыли звуки яровчатых гуслей — и вот уже величавая, распевная речь народных сказителей неторопливо повествует о давно прошедших временах. Народный фольклор — вот тот неиссякаемый родник красоты и мудрости любого народа («народ» по-славянски- «язык»). Казахские кюи, русские былины, украинские думы, норвежские саги, французские песни о Роланде, немецкие сказание о нибелунгах — вот тот источник, в котором черпали вдохновение поэты и композиторы всех времён и народов! М. И. Глинка (русский композитор) так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы композиторы, только аранжируем (изменяем) её». А как вы думаете, есть ли в народной музыке что-то особенное, отличающее её от музыки, сочинённой композитором? Конечно есть!

Во-первых — песни эти пели по памяти, передавая устно от старшего поколения младшему. От того и нельзя было определить, кто же сочинил песню. Получалось, что автор её не один человек, а весь народ.

Во-вторых, если песни передавали устно, то каждый мог присочинить к одной и той же мелодии что-то своё. В далёком прошлом люди верили в то, что слова, да ещё соединённые с музыкой и движением, обладают магическим, заклинательным свойством, и что пением таких песен можно призвать благо, отогнав всё недоброе. Строились такие народные песни — пляски на одной — двух мелодиях, используя метод многократного повторения. Очень популярны деревнях и сёлах были лирические хороводы (хоро, коло — в переводе со славянского — «круг»). А круг, как мы уже знаем, — это особая фигура: символ Солнца и символ Вечности для очень многих народов. Лирические, хороводные песни звучат широко; неторопливо развёртываясь, они переливаются красивыми подголосками, сопровождаемые плавными, скользящими движениями, мелкими шагами. Мелодия в таких песнях — хороводах строится на контрасте сольного, распевного куплета и хорового припева, более задорного и простого, в котором припевают: «Ай, люли — люли. Ой дидо — ладо». (Звучит р.н.п. «Во поле берёза стояла» в обработке Сорокина).

Многострадальная, крепостная Русь…
«Эх, дубинушка ухнем.
Эй зелёная, сама пойдёт.
Подёрнем, подёрнем — да ухнем»

Это не пение, это стон раздаётся над широкой матушкой — Волгой… Артель бурлаков тянет гружённую баржу. (репродукция картины И. В. Репина «Бурлаки на Волге»). Мелодия зарождается как бы издалека, но вот она крепнет, набирает силу и кажется, что уже не горстка людей поёт её, а весь народ с болью и горечью повествует о своей нелёгкой крепостной доле (звучит р.н.п. «Дубинушка» обр. Александров).

Казахский народ издавна славится своей любовью к музыке. Его прекрасные песни и кюи вызывали восхищение Р.Роллана, крупного советского композитора и музыковеда Асафьева, русских композиторов Бородина, Ипполитова — Иванова. Многие выдающиеся композиторы использовали в своих произведениях казахские мелодии.

Есть у казахов замечательное поэтическое предание, рассказывающее о том, что когда-то в незапамятные времена, песня летела над миром.и там, где она опускалась низко над землёй, люди её слышали и запоминали. Особенно долго и низко песня летела над бескрайними просторами казахских степей. С этих пор, сколько себя помнят и знают казахи, они поют песни.

Ты — зрачок глаз моих,
Дум залог дорогих,
Сердцу мук не забыть,
Столь глубок шрам от них.
Слышал я от седых мудрецов речи их:
«Нет, пророк не являл нам такой средь живых».
(1.Абай «Көземнің қарасы» обр. Асановой. 2. Мацуцин  «Ләйлім»).

Не соловей — то скрипка пела,
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще тишина.
(А.Блок)

Вслушайтесь в тишину звуков… И вы услышите голос — грустный и задумчивый. В этом голосе скрыт маленький секрет госпожи Мелодии — она Живая! У неё есть дыхание, пульс, движение. Она может стать прозрачной как воздух или твёрдой, как скала; она может даже «растаять» как последний снег и «умереть», чтобы вновь родиться и расцвести. Госпожа Мелодия имеет много разных обликов, одно только остаётся неизменным — её искренность! (Если надо рассказать о глубоких и нежных чувствах, композиторы обращаются к скрипке или виолончели).

Звучит скрипка: Л.Бетховен «Сурок».

Трудолюбив был простой народ, Землю — матушку пахал, рыбу ловил, в лесах и степях охотился, скот пас. Красоту родного края ценил и сам создавался красоту создавать: то ложечка расписная, то чаша затейливая, то игрушка хитроумная выйдет из умелых рук мастерового. А костюмы какие носили! Глядеть, не наглядеться на узоры тканные да вышитые! Ну, а уж про сказки и говорить нечего — чистый родник воды живой! «Дела давно минувших дней, преданья, старины глубокой…». Так начинается поэма — сказка «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, законченная в марте 1820 года.

Известный каждому пролог
«У Лукоморья дуб зелёный;
златая цепь на дубе том,
и днём, и ночью кот ученый
всё ходит по цепи кругом…»

будет написан много позже, лишь восемь лет спустя, в 1828году. Русский композитор М. И. Глинка прочитав эту удивительную сказку написал одноимённую оперу, переложив стихи Пушкина на музыку. Злой колдун Черномор похитил прекрасную Людмилу, разлучив её с женихом. Вот как поэт описывает встречу Людмилы с волшебником:

«Раздался шум;
Озарена мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Пренадлежала борода».

Послушайте, как в музыке эпизод шествия, чередуется с темой колокольчиков. Контраст — создаёт сказочную и несколько жутковатую картину. (Звучит «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинка «Руслан и Людмила»).

Продолжая тему сказок, я предлагаю Вам послушать «Песню индийского гостя» из оперы Римского-Корсакова «Садко». Давайте представим себе, что мы с вами сидим на берегу моря. Слышите… Волна медленно набигает, спенивается, взлетает вверх, осыпая нас брызгами и смирившись, откатывается. Французский композитор Клюд Дебюсси сказал однажды, что море — это самое музыкальное из всего сущего. (Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» из оперы «Садко»)

Кто нам дорог больше всего на свете? Конечно, наши мамы, папы, бабушки и дедушки. А теперь давайте представим, что они все вдруг разучились говорить. И что же, мы перестали понимать друг друга? Например, мама что-то резко и укоряюще говорит малышу. Ни одного слова не понять, но всё ясно — воспитывает. А вот её голос стал мягче, нежнее — приласкала. Как же мы её понимаем? По интонации. В интонации всё важно… Какой тембр, ритм, темп, рисунок речи. Самое интересное, что даже маленькие дети, не умеющие говорить, прекрасно понимают своих мам по интонации. Иначе зачем бы им пели колыбельные песни? Голос у мамы мягкий, тёплый; слова нежные и ласковые, мелодия, как бы покачиваясь, успокаивает и убаюкивает малыша: «Баю-бай, баю-бай…» (Звучит «Колыбельная» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»).

«Summertime» «Колыбельная песня» Клары из оперы «Поги и Бесс» — это самая поэтическая, а также самая известная мелодия, которую когда-либо написал Джордж Гершвин. Она звучит в самом начале, сразу после увертюры — с мягкими синкопами, оживляющими спокойное течение мелодической темы, со своей переходящей, от тона к тону оттеночной декламацией, она имеет типично негритянский характер. Очевидно, нет на свете такого джазмена любого стиля и направления, который бы ни разу не спел или не сыграл эту «вечнозелёную» мелодию. (Звучит «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс»).

Мелодия — это душа музыки. Послушайте музыку для души. (Звучит произведение Т.Асановой «В ритмах джаза». Юманс «Мы играем джаз»).

Целое море танцевальной музыки окружает нас. Как ярко в мелодии танцев проявляются особенности национального характера, манера двигаться, человеческий темперамент, и даже мода! Многие народные мелодии дошли до нашего времени в своём первозданном виде. Особенно выделяются среди них, плясовые: казахский «Камажай», русская «Камаринская», белорусская «Бульба», украинский «Гопак», кавказская «Лезгинка».

Очень часто в истории и жизни танцевальной музыки происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые их них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете на балах свои законы, свой этикет. Ведь на балу важно было показать красоту поз, великолепие нарядов, изящество манер.

С начала XIXвека самым популярным во всех слоях европейского общества становится вальс (от немецкого walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться). Характерными чертами мелодии вальса становятся лиризм, изящество, пластичность.

Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством композитора Штрауса — отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна. И если вальс был признан «королём» танцев, то Иоганна Штрауса заслуженно величают «Королём» вальса. (Звучит «Венский вальс» И.Штрауса). А теперь послушайте «Вальс» наших дней из кинофильма «Берегись автомобиля».

В гостя у госпожи Мелодии замечательная девочка Мари из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Уж какой уродливый Щелкунчик был в начале! Но чуткое сердце давочки подсказало ей заглянуть в его глаза… И сколько доброты и любви она в них нашла! А ещё мольбу не оставлять, помочь… Мари ответила на эту мольбу. И вот уже не уродец, а прекрасный принц ведёт её в свой необыкновенный город — Конфитюренбург. Вслушайтесь в волшебную поэзию леса, почувствуйте всю теплоту и силу любви…(Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»).

Закрыта крышка рояля…
Потушены свечи…
Но двери в удивительный
и волшебный мир Музыки,
НЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ НИКОГДА…

Литература

1. А. С. Цодокова «Домашнее музицирование»
2. И. Е. Домогацкая «Слушание музыки»
3. Н. А. Царёва «Уроки госпожи Мелодии»
4. А. С. Пушкин поэма «Руслан и Людмила»
5. Абай. Избранное
6. Музыкльная энциклопедия
7. Композиторы джаза. Джорш Гершвин

Категория: