Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Влияние загадок на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Богатыревой Жаннеты, 4 курс специальности «дефектология»,
Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова,
г. Усть-Каменогорск
Научный руководитель — Бисимбаева Д. М — логопед
Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова

Развитие речи в дошкольном возрасте — это многогранный процесс, органично связанный с психическим развитием ребенка. Дошкольное детство-это возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных уровнях не может быть компенсирована в дальнейшем. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика роль правильно организованной коммуникации в развитии речи.

В настоящее время все больше внимания уделяется использованию игровых методов обучения дошкольников. Создание игровых ситуаций помогает активизировать процесс обучения. Такие ситуации могут быть созданы путем внедрения в учебный процесс головоломок, которые развивают познавательную активность учащихся, их творческое воображение, творческое мышление и, конечно же, речь.

Не случайно этот жанр широко используется в обучении детей младшего школьного возраста. В наше время возможность использования головоломок возрастает в связи с тем, что головоломка, которая когда-то была народным жанром, стала литературным жанром. Красивые загадки создавали выдающиеся детские писатели К. Чуковский, С. Маршак. В этом жанре выступают писатели А. Рождественский, Вячеслав Фетисов и другие, в своих загадках отражающие явления, окружающие современного ребенка, природу, знакомый ребенку мир.

Ведущие специалисты дошкольного образования (Е. И. Михеева, А. П. Усов, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова) в решении проблемы развития речи особое место отводится загадке. Современная дошкольная педагогика также уделяет большое внимание вопросам осознания образности малых фольклорных форм (И. Н., Гавриш, А. П. Юшкова, А. И. Лаврентьева, И. Н. Митькина, Е. А. Ставцева).

Исследования показывают, что для этого крайне важно полностью овладеть родным языком в наиболее чувствительный для этого период. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но сегодня, несмотря на многочисленный опыт и работу специалистов, проблема раскрывается — педагоги используют возможности загадок в одностороннем порядке и формально, считая, что главное — сказать ответ; не используют возможности загадок для решения различных задач речевого развития; не учатся загадывать.

Таким образом, я определила тему моего исследования: «Влияние загадок на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить условия эффективного развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения отгадывания и загадывания загадок.

Объект исследования: процесс развития речи посредством использования загадки.

Предмет исследования: приемы развития речи при обучении детей отгадыванию и загадыванию загадок.

Гипотеза исследования: предполагается, что жанр загадки является эффективным средством в развитии речи детей 5-7 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические и методические основы использования загадок в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
2. Разработать перспективный план работы по обучению детей умению загадывать, отгадывать и сочинять загадки и реализовать его в практической деятельности.
3. Определить условия использования эффективного развития речи детей 4 — 5 года жизни средствами загадки.

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы было проведено исследование. База исследования: КППК, средняя группа 5-7 лет. В исследовании принимали участие 2 детей старшей группы.

Для достижения данной цели была проведена диагностика, цель которой, выявить уровень развития словаря и восприятия загадок детей средней группы.

Для решения данной цели были:

1. Разработаны уровни развития словаря детей среднего дошкольного возраста;
2. Подобраны диагностические методики, отражающие уровни развития словаря детей среднего дошкольного возраста и сделать выводы по проведенной диагностике;
3.Разработаны уровни восприятия загадки детьми среднего дошкольного возраста;
4. Проведена диагностика уровня восприятия загадок и сделаны выводы.

Для решения первой задачи были разработаны уровни и критерии развития словаря детей среднего дошкольного возраста по методике Волкова Г. А., Илюк М. А.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: