Учитель: Сухачёва Татьяна Николаевна
Цель урока: Обобщение и закрепление знаний об имени существительном и прилагательном.
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, 10 бумажных фигурок птиц, карточки с разноуровневым заданием, А, Б, В, Г., словари, тетради, бумага для кластера.
Учитель:
Учитель: Все, что надо, под рукой!
Сегодня мы на уроке повторим части речи. А начнем с загадки.
— Угадайте по признакам время года:
— Что обозначает слово «зима»? (Это слово обозначает предмет и отвечает на вопрос «что?»)
— А вот теперь — внимание! Сложное задание. Дать характеристику самим себе при помощи имен прилагательных.
Мы умные, красивые, хорошие, смелые, послушные, работящие, дружные, веселые
Составить кластер «имя существительное», «имя прилагательное» (работа по группам). (на доске число, месяц, классная работа) (слайд № 2)
— Какой звук обозначает первая буква в слове «существительное», «прилагательное»?
Из данных слов образуйте словосочетания (прилагательное + существительное)
Записать словосочетания в тетрадь, определить род (с комментированием).
Ягодная поляна, урожайный год, хорошее настроение, молочная каша, красивая одежда, дежурный ученик.
«В гостях у Гарфилда»
Задание: составить предложение из данных слов. Найти части речи.
I вариант: ручейки. Запели, свои, песенки, веселые.
II вариант? На, появились, травка, зеленая, лужайках.
Взаимопроверка тетрадей
(дети проверяют работу соседа)
— какая часть речи помогает нам ярче представить весну?
(имена прилагательные «веселые», «зеленая») (слайд № 7)
Словарная работа
Загадка: Белая корзинка, золотое донце. В ней лежит росинка и сверкает солнце (ромашка).
Определить часть речи, род и число.
Работа со словарем.
Учащимся предлагаются 10 бумажных фигурок птиц, на обороте каждой из них написаны словосочетания: пушистый снег, рыжая лиса, завывает громко, зимнее утро, серебристый иней, тихо падает, высокая сосна, идти на лыжах, легкие сани, яркое солнце.
Дети отбирают лишь те фигурки, где написано словосочетание вида «прилагательное + существительное» и помещают их на кормушку.
К прилагательным ставят вопросы, определяют их род и число.
(остаются три фигурки)
— Птицы хотят вам
— О чем говорили на уроке?
— Что понравилось?
Оценки.
Работа по карточкам. Разноуровневые задания, А, Б, В, Г. (повторить части речи)
Источник: Областная школа-интернат для детей-сирот