Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок внеклассного чтения в 11 классе

 

 

Кузнецова Светлана Геннадьевна учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Каменнобродская средняя школа» с. Каменный Брод Айыртауского района СКО

Урок внеклассного чтения в 11 классе

Тема: «Как важно вовремя успеть» (по рассказу Б. Екимова «Пара осенней обуви»)

Цель: знакомство с рассказом, выявление его идеи.

Задачи: развивать навыки выявления темы и идеи рассказа; развивать представление учащихся о литературе ХХ века; воспитывать у учащихся уважение к матери, стремление заботиться о ней.

Оборудование: портрет Б. Екимова, коллаж, «сердце признаний».

Музыкальное оформление: песня в исполнении Т. Гвердцители «Мамины глаза»

Эпиграф:

«Чудо может обнаружить себя во всём.
В улыбке, в веселье, в сказанном вовремя нужном слове.
Чудо — это каждый случай, зависящий от нашей человеческой воли и наполняющий нас сознанием счастья».
А. Грин

Ход урока

I. Оргмомент. Создание позитивного эмоционального настроя учащихся

II. Побуждение

Часто приходится слышать «чудо», «чудом спасся». Как вы думаете, может ли оно быть — чудо в обычной, повседневной жизни?

Заполнение «дискуссионной карты».

Да
Нет
   

Открывается эпиграф (он был скрыт). Объясните смысл слов писателя А. Грина. (чудо зависит от воли людей, от их восприятия мира и самих себя. Чудо не приходит извне, оно как бы продукт нашего сознания.)

III. Объявление темы урока

IV. Знакомство с личностью писателя

Ученик, получивший предварительное задание, рассказывает о жизни и творчестве писателя Б. Екимова.

Прочитайте высказывания писателя и составьте его «портрет».

Кто-то сказал, что всякую хорошую литературу ведёт тоска по хорошему человеку. Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше. К примеру, из века в век люди жалуются на бедность. Редко на духовную. Чаще не хватает „злата“. А ведь человеку нужно очень мало: хлеб да вода. Но понять это мудрости не хватает. Хотя ещё Христос учил: „Живите, как птицы божии“.

*Хорошая литература сродни религии. Что такое религия? Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно».

*«Писатель должен ценить всё: улыбку природы, дерева, женщины. Нам дана прекрасная, замечательная, но очень короткая жизнь. Но, к сожалению, это о нас ведь сказано: «В мире был, а мира не познал…»

*«Профессия литератора нынче меня не кормит, не поит, но, по силе возможности, остаюсь при ней. Дело в том, что это ремесло избирал я не ради хлеба насущного. В русскую литературу, так уж повелось изначально, идут не ради сладкого куска. Причины иные. Осмелюсь сказать, более высокие. Отказываться от них не стоит».

*«Профессия моя не ораторская. Она требует разговора наедине. Разговора предельно честного…»

V. Чтение рассказа по частям

1. Объясним заглавие рассказа. (Пара осенней обуви — вещь обыденная. Видимо, за этой обыденностью скрыт высокий смысл.)

Чтение первой части (до слов «Мама, а тебе что привезти? Може, платок?»).

— Почему Мартиновна не делает никаких заказов уезжающим детям? Почему о ней вспоминают в последнюю очередь? (материнская любовь бескорыстна, она не требует подарков, потому и воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Взрослые дети за своим повседневными хлопотами часто забывают о своей постаревшей матери. А мать ничего и не просит.)

Чтение второй части (до слов «Невестка уже не слушала её»)

— Что стоит за молчанием Ольги? (Ольга не слышит свекровь. Она поглощена просьбами соседок, подруг, предстоящей поездкой. За её молчанием стоит равнодушие)

Чтение третьей части (до слов «И уже начали думать о доме, о детях, о домашних делах»)

— Как вы думаете, вспомнят ли Алексей и Ольга о матери?

Чтение четвёртой части (до слов «Себе так набрала… А матери калоши»)

— Вам понятна обида Алексея? Как вы думаете, что сделает Алексей? (Обида Алексея понятна, ведь матери ещё ничего не купили, а Ольга набрала два чемодана нарядов и детям, и себе, и деревенским своим подругам. Ольга предлагает купить старухе калоши — удобную деревенскую обувь. В Алексее просыпается сыновняя обида за мать, обойдённую вниманием)

Чтение пятой части (до слов «И всё успокоилось. Всё пошло своим чередом. Таллинн, экскурсии, потом самолёт — и домой»)

— Как вы объясните поведение Алексея в магазине? А реакцию Ольги на покупку Алексея? (Алексей смущён и стоимостью подарка, и откровенной издевкой продавщицы. Но всё же подарок-то — для матери… А в Ольге говорит крестьянская скупость: зачем тратить такие деньги на обувь для старухи, которой в деревне удобнее всего ходить в калошах. Успокаивает её лишь возможность выгодно продать дорогие ботики)

Чтение пятой части (до конца рассказа)

— Почему заплакала Мартиновна? (Ботики напомнили ей и её горькую молодость, совпавшую с войной, и умершего мужа (вдовий плат!), и её приданое — те ловкие на ноге, нарядные трофейные ботики, что пришлось ради детей выменять на картошку)

— Объясните комок в горле у Алексея и слёзы на глазах Ольги. (Сын и невестка понимают свою вину перед матерью, свой эгоизм: ведь о ней то, о матери, вспомнили в последнюю очередь, спохватившись.)

Послушайте стихотворение А. Дементьева.

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! — 
Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо — научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

— Какова главная мысль стихотворения? Как оно связано с прочитанным нами рассказом? (поэт говорит, что важно успеть выполнить свой долг вовремя, иначе можно опоздать. Нередко навсегда. Алексей успел выполнить долг перед матерью при жизни. Бытовая покупка — пара осенней обуви — вызвала в нём и чувство вины перед матерью, и детскую нежность к ней)

Вернёмся к эпиграфу. Грин говорит о чуде. Какое чудо произошло в рассказе? Но Грин говорит и о счастье! Чем счастлив Алексей?

Вспомним библейскую притчу о блудном сыне. Не напоминает ли её история Алексея? (Алексей — тоже блудный сын, только заблудился он не в далёких странах, в компании весёлых женщин, а в повседневности, в бытовых хлопотах. Покупка обуви для матери показала, как много в Алексее ещё любви, сыновней нежности)

V. Рефлексия

Урок наш называется «Как важно вовремя успеть». К сожалению, наши матери не всегда будут с нами. И не хотелось бы, чтобы слова любви и признательности прозвучали слишком поздно. Поэтому я предлагаю вам написать вашим мамам признания в любви. Эти признания ваши мамы получат потом на выпускном.

Эмоциональной точкой урока станет песня «Мамины глаза» в исполнении Т. Гвердцители.

VI. Подведения итогов урока, выставление оценок.

Категория: