Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок в 4 классе на тему «Я гражданин!»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Учитель: Гертд Юлия Андреевна, Средняя школа № 7

Цель: расширять представление о гражданской позиции человека.

Задачи:

  1. Раскрывать значение понятий «гражданин», «гражданский долг» и «гражданский чувства»;
  2. Развивать потребность в служении обществу и своей стране;
  3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и уважения к своим соотечественникам.

Ресурсы: аудиозапись песни сл. и муз. Серика Мусалиева «Здравствуй, страна!»

Ход урока

Круг радости

— Постарайтесь поздороваться так, чтобы от вашего взгляда всем вашим друзьям-одноклассникам и мне стало тепло и приятно на сердце.

Учащиеся исполняют песню «Здравствуй, страна!» (Сл. и муз. Серика Мусалиева).

Поговорим

— Ребята! Все мы и каждый из нас в отдельности — частички огромной страны — Республики Казахстан. Мы — граждане своей страны. Гражданство дает не только чувство принадлежности к своей стране, но и большие права и обязанности. В нашей стране много законов. Основной закон нашего государства, по которому мы живем, это Конституция. В ней говорится о взаимных правах граждан и государства.

— Какие обязанности вы знаете? Почему их надо выполнять?

— Какие права есть у вас? Какими правами вы уже пользуетесь? (Ответы детей.)

— Казахстан подписал международную Конвенцию о правах ребенка, в которой говорится о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. Эти права важны для жизни и здоровья детей, для их развития.

Учитель записывает перечень прав на доске.

— Каждый ребенок имеет право на жизнь, на жизнь в семье со своими родителями, на получение образования, на отдых, на свободу слова и веры, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, на собственное мнение. Каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но, мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:

— Как стать гражданином?

— Каким должен быть настоящий гражданин Республики Казахстан?

— Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин?

(Ответы детей.)

— А теперь подумайте и скажите, если бы вы были Президентом какой-либо страны, что бы вы, в первую очередь, сделали для того, чтобы людям жилось хорошо, чтобы в стране было спокойно?

Творческая работа. Создание проектов «Жить — Родине служить»

Учащиеся делятся на несколько групп. Каждая группа получает задание — разработать социальный проект:

    А) по благоустройству школьной территории (двор, сад, стадион);

    Б) по созданию детской игровой площадки около своего дома;

    В) по оказанию помощи пожилым людям на дому.

Смотр социальных проектов. Подведение итогов.

— Гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края — это значит любить свою Родину, быть патриотом своей страны, ее настоящим гражданином.

— Послушайте внимательно историю.

Рассказ учителя (инсценирование)

А. Исаакян «Самая нужная вещь»

Цитата урока

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Николай Некрасов

— Как вы понимаете эти слова?

— О каких обязанностях говорит поэт?

Обобщение

— Абай Кунанбаев, Шокан Валиханов, Каныш Сатпаев, Абылхан Кастеев, Тохтар Аубакиров и многие другие — истинные граждане своей страны. Их жизненный путь — путь служения обществу и людям.

Домашнее задание

— Напишите, считаете ли вы себя настоящим гражданином свой страны.

Круг «От сердца к сердцу»

— Закончите фразу: «Патриотом называют человека, который…» или «Гражданином называют человека, который…», или «Я — гражданин Казахстана и горжусь тем, что в моей стране…»

Категория: