Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок технологии «Прививка плодовых деревьев черенком за кору»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Баев Сергей Иванович, учитель сельхоз. труда, «Ломоносовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями» с. Ломоносовка, район им. Г. Мусрепова СКО

Цели занятия:

Образовательные:
1. Уточнить понятие «прививка плодовых деревьев».
2. Ознакомить учеников с приемами прививки черенком за кору.
3. Учить умению перепрививать плодовое дерево методом «за кору».
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое умение, глазомер, моторику рук, двигательную сноровку.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формирование познавательного интереса, наблюдательности, аккуратности, трудолюбия.
2. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: тренировочный материал (ветки ивы, тополя), прививочные ножи, секаторы, садовые пилы, садовый вар (заменители, например пластилин), ленты полиэтиленовой или поливинилхлоридной пленки, тетради, учебники, черенки-привои, натуральные объекты.

Ход занятия:

I. Организационный момент: психологический настрой

Добрый день!
Сели ровно, оглянулись,
Друг другу улыбнулись,
И в работу окунулись.

Проверка наличия у учеников формы, учебных принадлежностей. Назначение дежурного, отметка присутствующих.

II. Мотивация занятия

Даю «установку». Развивать и тренировать трудовое зрение, применяя все теоретические знания на практике.

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

III. Актуализация опорных знаний

Вопросы к учащимся.

— где выращивают саженцы плодовых деревьев?
— каким должен быть правильно выращенный саженец яблони?
— что такое прививка плодовых деревьев?
— что называют подвоем? Привоем?
— какой способ размножения называется вегетативным?

Упражнения и задания.

1. Показать на таблице некоторые способы прививки.
2. Показать на образце некоторые способы прививки.
3. Показать и назвать инструменты, применяемые при прививке.

IV. Изучение нового материала. (план)

1. Сообщение темы занятия.
2. Объяснение значения прививки плодовых деревьев.
3. Демонстрация рисунков прививки черенком «за кору».
4. Объяснение и показ на тренировочном материале прививки.
5. Повторение правил техники безопасности при работе с инструментом.

Объяснение значения прививки плодовых деревьев.

В садах часто используют прививку плодовых деревьев для быстрой смены сортов, а также чтобы лучше сохранить некоторое малозимостойкие и ценные сорта. А как быть, если дереву за десять лет? Выкорчёвывать и посадить новое? Дело нехитрое, но на этом теряется 5–6 лет. В наш стремительный, по темпу жизни и по непредсказуемости ее поворотов век, этот срок недопустимо большой. Перепрививкой пользуются для лечения штамбов и оснований скелетных ветвей. Если они повреждены грызунами, морозами, или кора их пострадала от солнечных ожогов.

Ученики должны видеть результат своего труда.

Растение — живой организм. Дети убеждаются в этом, занимаясь прививкой. Разве не чудо, что, привив тоненький черенок в крону другого дерева, они смогут наблюдать, как он, получив от подвоя все, что ему необходимо (воду и растворенные в ней питательные вещества), вырастет в большую ветвь и принесет плоды, еще во время учебы ученика, сделавшего эту прививку.

Из многочисленных способов прививок и их модификаций практическое значение в плодоводстве имеют 10–15. Перепрививке поддаются практически все плодовые растения, но в пришкольном саду прививку применяют на ограниченном числе растений. Так, любые сорта яблони прививают на яблоню (в том числе и на дикую), сорта груши прививают на культурную и дикую грушу. Из большого числа способов прививки для учащихся легче всего использовать прививку «за кору».

Далее сообщаю что, прививать способом за кору можно с ранней весны до августа. Лишние черенки можно связывать в пучок по сортам, подвешивать на шпагате груз и опустив в бочку со свеженалитой водой, сохранять дней 10–15, а то и более, только нужно раза два сменить воду в бочке.

Но мы выбираем для проведения занятия наиболее удобное время прививки — весна (конец апреля — первая половина мая). Это период активного сокодвижения, когда кора у растений (куда прививают желаемый сорт) легко отделяется от древесины.

Заготовку черенков проводим в марте. Обычно срезаем однолетние приросты с деревьев, которые уже плодоносят и их сорт достоверно известен. Срезку однолетних побегов делают в средней части кроны. При этом надо помнить, что заготовка черенков для прививки не должна нарушать общего формирования дерева. В первую очередь срезают конкуренты, побеги, заглушающие крону и находящиеся на верхней части многолетних ветвей.

Черенки храним в сыром песке в помещениях с температурой около 3–5 °С, поддерживая их в состоянии покоя до проведения прививки.

Далее в ходе занятия знакомлю учащихся с основным прививочным инструментом нашего занятия — прививочным ножом. Секатор и садовая пила, которые также применяют при прививках, известны по занятию «обрезка плодовых деревьев», которое проводят раньше — в конце зимы. Прививочный (копулировочный) нож, имеет удлиненный клинок с прямым лезвием.

К выполнению трудового занятия приступаю, только тогда, когда убеждаюсь в том, что все ученики усвоили последовательность операций, правильно выполняют новый прием труда, знают, какой инвентарь, материалы и приспособления нужны для работы.

При прививках следует строго соблюдать технику безопасности: инструмент нужно использовать только по назначению, не оставлять ножи открытыми после работы, осваивать различные способы срезов только в той последовательности, которую предлагает учитель.

V. Практическая работа учащихся (переодевание в спецодежду)

Тренировку начинаем на мягких породах (ива, тополь), а черенки, используемые для этой цели, должны быть не толще 7–8 мм. Надо помнить, что тупой нож при работе намного опаснее острого. Если заточка и правка сделаны правильно, лезвие легко режет бумагу, которую держат на весу. Заточкой и правкой ножа занимается учитель. Но дети должны видеть, как это делается.

Далее ученики последовательно выполняют операции по прививке за кору, под моим наблюдением, используя учебные таблицы и рисунки.

На ветке ножовкой делается спил, затем его зачищают садовым ножом. После этого делают продольный разрез коры (рис. 1). На прививаемом черенке, копулировочным ножом делают косой, но ровный срез (рис. 3). Черенок вставляют в разрез (рис. 4). Один край черенка должен плотно прилегать к краю коры. Противоположная часть коры накладывается на вставленный черенок (рис. 2). Теперь надо плотно обвязать место прививки пленкой и обмазать садовым варом все раны (рис. 5).

Прививка плодовых деревьев черенком за кору Прививка плодовых деревьев черенком за кору Прививка плодовых деревьев черенком за кору Прививка плодовых деревьев черенком за кору Прививка плодовых деревьев черенком за кору

Учащиеся выполняют по два-три образца каждой прививки и сдают их мне.

Дальнейшая часть занятия проводится в саду. Каждый ученик перепрививает отдельную ветку или небольшое деревце, применяя способ прививки за кору. Позднее он осуществляет уход за развивающимися привоями.

VI. Индивидуальная работа

В соответствии с типологическими особенностями, беседую с подопечными, консультирую их, помогаю преодолевать возникающие трудности. Дополнительно объясняю и показываю технику прививки растений. Показываю последствия неправильной прививки растений.

VII. Подведение итогов занятия. Рефлексия

В процессе коллективной беседы на каждом рабочем месте проводится глазомерная оценка работы. Также при совместном обсуждении дается общая оценка каждого ученика.

Для закрепления теоретической части задаются вопросы:

  • Поему сорта плодовых деревьев размножаются только вегетативно?
  • Какой основной способ получения посадочного материала древесных плодовых пород?
  • Влияет ли подвой на свойства привоя?

После обсуждения вопросов, ученики убирают свои рабочие места и сдают инструмент и оборудование, а также рабочую одежду дежурному.

Литература:

1. Е. А. Ковалева, А. Е. Ставровский «Сельскохозяйственный труд».
2. Е. А. Ковалева «Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе».
3. С. А. Кивотов «Практические занятия на школьном учебно-опытном участке».
4. Р. Кудрявец, С. Шляпников «Приусадебное хозяйство».
5. В. И. Якушев, В. В. Шевченко, В. А. Кочетова и др. «Плодовые, ягодные культуры и технология их возделывания».

Категория: