Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок самопознания в 4 классе «Доброта в нашем сердце»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Суслова Галина Викторовна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория, стаж 15 лет, КГУ «Гагаринская средняя школа» ВКО Уланский район, село Гагарино

Суслова Галина Викторовна

Педагогическая цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательность, доброту;
  • умение видеть красоту в простом и обыденном;
  • умение дарить тепло и доброту;
  • способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
  • развивать у учащихся эстетические и духовно — нравственные качества;
  • воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Ход мероприятия

Круг доброты

Ребята, я рада видеть ваши добрые лица и лучистые глаза. Давайте подарим частичку хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки и повторяйте за мной.

Лучик, лучик золотой
Луч везде и луч со мной.
Добро в тебе, добро во мне
Добро кругом на всей земле.

— А теперь с хорошим настроением садитесь на свои места.

Ознакомление с темой. Беседа

— А теперь садитесь на свои места и подумайте, о каком слове идёт речь?

Слово это серьезное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней, чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...(доброта).

— Тема нашего урока — «Доброта в нашем сердце».

— Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям и всему окружающему.

— С чем в стихотворении поэт сравнивает доброту?

— А с чем бы вы сравнили доброту?

— Так что же такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)

Стихотворение читает Вика:

Добро — это ты!
Добро — это я!
Добро — это целая наша Земля!
Добро — это праздник в семье,
Добро — это песня ручья по весне,
Добро — это радости море и смеха,
Добро — это так же прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом — добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну, в общем, добро — это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим».

— Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

— Добрый человек — это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.

— Добрый человек любит природу и бережёт её.

— Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

— Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.

Работа с «волшебными» добрыми словами

— Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости.

— А часто ли вы употребляете вежливые слова?

— Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

— Сейчас я узнаю, знаете ли вы вежливые слова.

— Я начинаю фразу, а вы заканчиваете её.

* Растает даже ледяная глыба от слова тёплого...(спасибо).
* Зазеленеет старый пень, когда услышит....(добрый день).
* Если больше есть не в силах, скажем маме мы...(спасибо).
* Когда нас бранят за шалости, говорим...(простите пожалуйста).
* Ребёнок вежливый и развитый говорит, встречаясь...(здравствуйте).
* И во Франции и в Дании на прощанье говорят...(до свидания).

— Молодцы, ребята, знаете вежливые слова. Всегда их употребляйте в своей речи.

— А как вы думаете, легко ли быть добрым? (тяжело, этому надо учиться).

Дарья

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит —
Радуются взрослые и дети!

— С чем в стихотворении сравнивается доброта?

— А теперь посмотрите на цитату нашего урока. Известный писатель М. Пришвин сказал: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Всё лучшее в природе от солнца, всё лучшее в жизни от доброты».

— А с чем бы вы сравнили доброту? Почему?

— Подумайте и скажите: а по отношению к кому люди должны быть добрыми? (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)

Давайте поговорим о:

А) Доброте по отношению к близким, дорогим нам людям.

• Кто они: близкие, дорогие нам люди?

Вика

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Ситуация 1:

Мама каждый день говорит Наташе:

— Доченька, как только закончатся занятия в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.

— Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, — отвечает Наташа.

— Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой, — говорит мать.

Что вы посоветуете? (Наташе и маме.)

Ситуация 2:

Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.

— Мама, купи мне Деда Мороза.

— Не могу, сынок, осталось мало денег.

— Какая же ты недобрая, мама, — сказал Саша и очень сильно обиделся.

Как вы оцените поступки мамы и Саши? Что теперь нужно сделать Саше?

— Как себя надо вести по отношению к близким людям? (любить, заботиться, быть внимательными по отношению к ним, быть вежливыми...)

— Молодцы, ребята.

Б) А теперь поговорим о доброте по отношению к окружающим:

• Окружающие нас люди. Это кто?

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому — то.

Ситуация 1:

Витя и Ваня — друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Ваня — не очень. Витя по-доброму относится к Ване, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.

• Как вы думаете, ребята?

Ситуация 2:

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?

— А какие добрые дела совершали вы для окружающих вас людей?

— Ждали ли вы после доброго поступка похвалы, одобрения? Почему?

— Делая добро, какие чувства вы испытывали?

Не ждите, похвалы за добрый поступок, но сами не забывайте отвечать добром на добро.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Будь счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Алькей

Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело —
Тем живем на земле.

Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда кому-то необходима помощь — вот те маяки доброты, на которые мы с вами теперь будем постоянно равняться.

В) — К милосердию нас взывают многие животные и растения. Ведь им бывает очень трудно без помощи и заботы человека.

Сейчас мы будем говорить о доброте по отношению к животным:

Давайте прослушаем притчу «Бездомный кот»

Беседа:

Как относились люди к бездомному котёнку? Почему? А как котёнок относился к ним? Как можно оценить поступок человека, который ради забавы натравил на котёнка собак? Что он совершил? Что такое зло?

Зло — это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.

— В нашем мире, к сожалению существует не только добро, но и зло. Мы знаем, что добро обязательно к нам вернётся. Но также не должны забывать о том, что зло тоже возвращается. Поэтому мы с вами должны стремиться к добру, к добрым делам.

— Какие чувства вы испытали, прослушивая притчу? Это значит, в ваших маленьких сердцах живёт сострадание, живёт доброта. Это очень хорошо.

— Чему нас учит притча? (быть добрыми, любить животных, заботиться о них, оберегать. Ведь они тоже, как и мы люди всё чувствуют, но по сравнению с нами многие животные беззащитны).

Диана:

Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки
Не сделает зла.

Г) А сейчас поговорим о доброте по отношению к природе:

— Что такое природа?

Просмотр ролика — «Сохраним природу»

— Ребята как мы должны относиться к природе? Почему?

Дети читают стих-я:
Против стрельбы, против беды.
Встанем за нашу планету.
Природа навек, Счастье навек,
Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в лесах будут звери,
А у дома — цветы!

Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить.

— Ребята, любите и берегите природу! Ведь мы тоже часть природы.

Практическая работа

А сейчас давайте посадим свою полянку доброты. Перед вами заготовки цветов. Чтобы цветы расцвели необходимо собрать их чудесные лепестки, но будьте внимательны, секрет цветов в том, что их лепестки непростые, они обозначают качества, которыми должен обладать добрый человек. Выберите только те лепестки-качества, которые, по вашему мнению, присущи доброму человеку.

(Дети у доски читают на цветке выбранные качества и объясняют, почему их выбрали)

Закрепить получившиеся «цветы» на доске.

— Теперь, ребята, нам нужно следить за своей «полянкой доброты», чтобы на ней, не прорастали сорняки — плохие качества.

Итог урока:

— Ребята, сегодня мы говорили о доброте. Но говорить легче, чем делать. Давайте подумаем,

• Какие добрые дела мы можем совершить? (Выслушиваются предложения детей)
(Уборка мусора на участке, очистить засорившийся ключ, сделать кормушки и покормить зимой птичек, не проходить мимо несправедливости, хотя-бы сделать замечание, не быть равнодушными).

В сердце каждого из вас, ребята, живёт доброта. Но самое главное не только на словах быть добрым, а совершать как можно больше хороших добрых поступков.

Известный педагог Шалва Александрович Амонашвили сказал:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его — Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его — Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его — Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом — Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром.

— На память о нашем уроке я дарю каждому из вас маленькое солнышко, пусть оно согревает и наполняет добротой ваши сердца. И приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу».

«От сердца к сердцу»

Учитель прикасается левой ладонью к ладони ученика со словами: «От сердца к сердцу всю свою доброту тебе передаю!» Это прикосновение ладони учителя передается по кругу и возвращается вновь к учителю.

— Ребята, скажите, если мы с вами будем стремиться к добру, если все люди на нашей планете будут делать дуг другу добро, то как мы будем жить? (дружно, в мире)

Давайте закончим наш урок песней «Большой хоровод»

— Спасибо вам, ребята, за урок. Я думаю, что сегодня все мы стали немного добрее.

Использованный источник: httpss://vmeste. opredelim. com/docs/55400/index-17405.html

Категория: