Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок самопознания: «Как разрешать конфликты»

 

Учитель: Бондаренко Л.И.

Цель:

  • помочь усвоить сущность понятий «конфликт»;
  • познакомить учащихся с типами и видами конфликтов;
  • выработать правила предупреждения конфликтов;
  • воспитывать уважение друг к другу, доверие, миролюбие.

1. Приветствие

Добрый день уважаемые гости, дорогие коллеги. Добрый день, мои любимые ученики. Добрый день, мир, в котором мы живём.

Минутка тишины А сейчас сядьте удобно, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправимся с вами в необычное путешествие: на дно моря (Зазвучала музыка)...

Путешествие на дно моря

Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.
Представьте, что вы идете по берегу моря. Прислушайтесь к мягкому плеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. А расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы видите, что это дельфин. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой! Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых рыбок, скользящих как радуга туда сюда. Опускаясь в глубь моря. Смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда.. .это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Поблагодарите дельфина за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Какие чувства вы сейчас испытали? (душевного покоя, доброты, любви, умиротворения)

2. Работа над темой урока

а) Обращение к эпиграфу

Человек знает, что хорошо,

Но делает чаще то, что плохо.
(Сократ)

— Как вы понимаете это высказывание? (по кругу)

Все, что вы сейчас перечислили, высказав свое мнение, вызывает в некоторых случаях конфликты.

б) Так что же такое конфликт?

Мозговой штурм

спор
Конфликт
столкновение
разногласие
 
инцидент

По кругу: в) А были ли у вас в классе конфликтные ситуации?

Вывод: Конфликты — это часть нашей жизни. И несмотря на то, что мы стремимся устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими, нам это не всегда удается.

3. Объяснение опорных понятий

 
Типы конфликтов
 
конструктивные
(полезные)
 
деструктивные
(приносящие вред)
(ссоры, раздоры, разборки)

Бывают разные виды конфликтов (деловые, производственные, семейные, политические, социальные)

А какие конфликты бывают в школе?

Конфликты

деятельности
поведения
отношении
(возникает по поводу выполнения учеником учебного задания, успеваемости, вне учебной деятельности) (поступков) возникает по поводу нарушения учеником правил поведения в школе (чаще на уроке) и вне школы (возникает в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе деятельности)

4. Коллективная работа

Смотрим отрывок из известного нам фильма «Бетховен», анализируем конфликт, определяем своё мнение.

— Кто из вас смотрел этот фильм? По возрасту, эти ребята примерно ваши ровесники, посмотрев этот фрагмент, что бы вы сказали о Тедди? {спокойный, выдержанный)

— А что можно сказать о его друзьях? (задиристые, самоуверенные, невоспитанные, грубые)

— Можно сказать, что между Тедди и его друзьями произошёл конфликт? Мы с вами только что говорили о том, что в школе бывают 3 вида конфликтов (деятельности, поведения, отношений).

— О каком конфликте здесь в данной ситуации идёт речь?

— Кто предотвратил конфликт?

— Если бы не Бетховен, что могло бы произойти? (драка)

— А что можно сказать о собаке? (умная, чувствует что хозяину угрожает опасность, не агрессивная, добрая)

— Можно ли сказать, что конфликт был разрешён? (Тедди оставили в покое, его «друзья» поняли, что у него сильный защитник, которому
они не могут противостоять)

— Так что же значит разрешить конфликт?

На доске: найти решение приемлемое для обеих сторон (хором).

— Понял ли Тедди, кто его спас на самом деле?

— Можно ли его назвать неконфликтным человеком?

— А что могло бы произойти, если бы Тедди не обладал спокойствием и выдержкой?

— А как бы вы поступили в данной ситуации?

Благодаря спокойствию и выдержке Тедди и вовремя подоспевшему Бетховену все закончилось мирно. И любой конфликт, если это возможно, нужно стараться решить мирным путём. Я думаю, что Тедди тоже было трудно себя заставить промолчать и не дать волю своим рукам, он оказался выше мелочных разборок.

5. Старинная индийская шуточная сказка

А сейчас я предлагаю каждому из вас прочитать старинную индийскую шуточную сказку и попытаться определить причину конфликта.

а) Чтение сказки «Мудрецы и слон».

Каким увидел слона 1 мудрец?

  1. ухо — веер
  2. ноги — на дерево
  3. хвост — на веревку
  4. бивень на копьё
  5. бок — на высокую стену
  6. хобот — на змею.

— Так в чем же дело? Почему у них у всех получились совершенно разные представления о слоне. Каждый из них мог представить себе то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

— Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

— Давайте поможем слепым мудрецам разрешить конфликт и узнать, как на самом деле выглядит слон.

б) Практическое задание (по группам)

2 группы сочиняют конец сказки.

— Можно сказать, что сейчас мы с вами помогли разрешить конфликт? {тихая музыка)

Вывод: Нельзя торопиться делать выводы, нужно иметь терпение и выслушивать всех кто участвует в споре, конфликте, а потом всё взвесив, обдуманно принять решение, которое устроит всех участников спора.

6. Игра «Спустить пар»

Я хочу предложить вам игру, которая называется «Спустить пар». Играют в неё так. Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится, или какая обида у него осталась. Например: «Ангелина, у меня остался в душе осадок после одного случая, ты догадываешься о чем я говорю...» Вы не должны оправдываться, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что Вам хотят сказать. По кругу (…)

Я думаю, некоторые, наверное задумались над тем, что вам сказали и постараются изменить в себе то, что мешает другим. Теперь, ребята, когда вы поняли, что даже легкие обиды надолго омрачают ваши сердца и способны рассорить даже близких друзей, я надеюсь, вы будете сдержаннее и доброжелательнее просто подать другому руку в знак примирения.

7. «Цветы примирения»

Именно поэтому я предлагаю вам взять свои листочки и фломастеры и попытаться нарисовать цветы. Но это будут не обычные цветы. Назовем
их «цветы примирения». Пусть они изгонят из ваших душ остатки обид, очистят вас и порадуют, ведь нет на нашей Земле ничего прекраснее
цветов Прощения, ибо человек рожден для любви, а не для ненависти. Вспомните, что и настоящие живые цветы всегда радуют нас, очищают,
заставляют улыбаться и быть добрее.

Ребята рисуют, (звучит музыка)

Молодцы! Теперь, вы должны подарить свой цветок тому, кого вы простили, а если вам не нужно прощать, то просто обменяйтесь своими необычными цветами. Ведь дружба — она важнее любых мелких обид и недостойной вас злости. Посмотрите на цветок прощения, нарисованный вашим товарищем и улыбнитесь ему.

Практический тренинг.

— А приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? Как вы разрешите конфликт? (ситуации на отдельно листочке)

— Вам необходимо занять позицию 1 из участников конфликта и с этой позиции проанализировать ситуации:

— кто виноват в конфликте?

— кто явился инициатором конфликта?

— на каком этапе его можно было избежать?

1) Девочка смотрит по телевизору любимую передачу. Мама велит ей немедленно убрать со стола грязную посуду. Девочка просит немного подождать, но мама не выдерживает и начинает её ругать.

2) Владик с парты скинул ручку соседа. Тот попросил поднять её. Владик не поднял. Тогда сосед скинул все вещи Владика (пенал, учебник, тетрадь). Начались взаимные оскорбления.

8.

Мир, в котором мы живем — это сложный мир взаимоотношений людей. И тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятна, как
сама жизнь, и раскрыть её в течение одного занятия практически невозможно. Но я думаю, что некоторые полезные вещи вы все-таки для
себя почерпнули. И мне хочется, чтобы сейчас мы коллективно составили правила, которые могли бы предупредить конфликт.

  1. Не говорите сразу с взвинченным, возбужденным человеком.
  2. Прежде, чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелателю атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место».
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, не скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.

9. Итог

Спасибо, вам ребята за то, что вы были сегодня откровенны и искренни. Мы говорили сегодня о том, что сильный человек никогда не пойдет на конфликт, он сумеет найти компромисс. И только по настоящему сильный человек, ребята, умеет прощать. Сильный человек — это великодушный человек.

Многие люди задумываются о смысле жизни и не всегда находят его. А ведь это очень просто — мы рождены, чтобы любить друг друга, любить людей, совершать добрые дела. И я думаю, что мы не зря изучали 4 года этот предмет Самопознание. Он обязательно даст свои плоды. Вы взрослеете, перед вами откроется много дорог, но я думаю, вы пойдете той дорогой, которой учила вас идти я. Это дорога Добра. И тогда то ощущение душевного покоя, которое вы испытали вначале урока вас не покинет никогда. Растите сильными людьми, друзья мои, мне так хочется гордиться вами!

    Спроси у жизни строгой

    Какой идти дорогой

    Куда по свету белому

    Отправится с утра?

    Иди за солнцем следом

    Хоть этот мир неведом

    Иди мой друг, всегда иди

    Дорогою добра.

Категория: