Третий международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок русской словесности в 7 классе Тема предательства в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

 

 

Кузнецова Светлана Геннадьевна учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Каменнобродская средняя школа» с. Каменный Брод Айыртауского района СКО

Фото с сайта artendschool.ru

Тема: тема предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цель: раскрытие темы предательства в повести.

Задачи:

  • способствовать осознанию учащимися моральных принципов казачества, их отражения в повести;
  • развивать умение выражать своё мнение;
  • воспитывать личностное отношение к героям повести, чувства чести и долга.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации Е. А. Кибрика к повести, Соколова «Тарас над телом убитого им Андрия», листы с высказываниями о чести.

Ход урока

I. Оргмомент. Создание позитивного эмоционального настроя учащихся

Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
И вместе сочиним урок!

II. Предварительная беседа, подготавливающая учащихся к восприятию темы урока

Запорожская Сечь — образ Родины, символ товарищества. Она вырабатывала в казаках и смелость, и мужество, и преданность. Но самое главное — она воспитывала чувство ответственности за исход битвы, за товарищей, за Отечество. Повесть рассказывает о тех временах, когда ещё были сильны традиции рыцарства. Каким был кодекс чести рыцаря? (Сообщение учащегося, получившего индивидуальное задание. Моральные нормы рыцарства: преданность королю, сеньору, беспощадность к врагам, личная храбрость, служение даме сердца).

Перечислим моральные нормы казаков (преданность родине, боевому товариществу, беспощадность к врагам, храбрость, презрение к опасности). Назовите главные с вашей точки зрения и с точки зрения казаков. Вот в эту-то Сечь и приезжают юные сыновья Тараса, красивые и сильные молодцы. Но какой разной будет их судьба! Один примет мученическую смерть, а другой станет предателем.

III. Объявление темы и цели урока

IV. «Исследуем» путь предательства Андрия

— Как спасался Андрий в бурсе от неотвратимого наказания за школьные проделки? (выкручивался, подставляя товарищей, тогда как Остап молча скидывал свитку и ложился под розги)

— Вот Андрий в Сечи. Какое впечатление производит Андрий в первых своих боях? Что им руководит: любовь к родине или азарт битвы? («Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…») Думает ли он о том, что его товарищи могут оказаться в опасности? (нет, им движет лишь опьянение битвой)

Вот последняя ночь Андрия у своих. Все спят: спит старый Тарас, спит уставший Остап, спят казаки. Лишь Андрий не спит. О чём он думает? (он вспоминает свои встречи с прекрасной полячкой, думает о ней)

— Появляется татарка, и Андрий уходит с нею в осаждённый город. Можно ли этот поступок расценить как предательство? Имеет ли воин право на жалость к врагу? (ещё не предательство, но уже шаг к нему. Второй вопрос может вызвать дискуссию. особенно в «мальчишеском» классе. Важно, чтобы дети поняли: пожалеть можно лишь поверженного врага)

— Перечитаем разговор Андрия с полячкой. Именно она напоминает Андрию о его долге. Каков был ответ Андрия? (Андрий отрекается от отца, брата, родины. Предательство совершено.)

— Какова реакция писателя на такой ответ Андрия? (И пропал казак…)

— Почему же Андрий, храбрейший из рыцарей-казаков так и не стал их гордостью и славой?

Сделаем вывод. Путь предательства: уклонение от наказания в бурсе увлечение красотой полячки  увлечение битвой, забвение в ней товарищей  уход к полякам, отречение от отца, друзей, родины.

V. Сравнение двух смертей в повести

— Сравним две смерти: смерть Остапа и смерть Андрия. (Оба перед смертью не молят о пощаде, не унижают себя ложными клятвами.) Во имя чего погибает Остап? А Андрий? Чья смерть более возвышенна и благородна?

— А имел ли право Тарас на казнь своего сына? (Да, ведь своим уходом Андрий всех поставил под удар, стал виновником гибели многих славных воинов-казаков, в том числе и своего брата)

— Посмотрите иллюстрацию Соколова к повести, фрагмент фильма. Почему так печально стало лицо Тараса, так печально опустились его плечи? (убитый Андрий перестаёт быть врагом, становится сыном, и лишь голос Остапа возвращает Тараса к мыслям о битве и сражающихся казаках.)

VI. Подведение итогов урока

— О чём же повесть Гоголя: о войне ли, о любви ли, о предательстве или о чести и благородстве?

— Прочитайте и прокомментируйте высказывания о чести (учащиеся получают листы с высказываниями о чести и долге).

Не  покидайте никогда дороги чести и долга: это единственное, в чём мы находим счастье. Ж. Бюффон
Честь  у мужчин одна. возлюбленных так много! Любовь легко забыть, но честь нельзя никак. П. Корнель
Честь нельзя отнять, а можно потерять. А. П. Чехов
В этом и будет мне польза — хранить в себе человека честного. Эпиктет
Страшнее чести изменить, чем быть в отрепьях рваных. Р. Бёрнс
Честь — вот истинная красота. Р. Роллан

— Какие уроки вы сделали для себя, прочитав повесть «Тарас Бульба»?

VII. Выставление и комментирование оценок

VIII. Домашнее задание: найти в повести описание степи

Категория: