Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русской литературы в 6 классе «Пусть душа останется чиста» Н.Рубцов (по произведению К.Паустовского «Телеграмма»)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Шеминг Галина Эвальдовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Покровская средняя школа», село Покровка, Есильский район, СКО

Шеминг Г.Э.

Слайд 1, 2

Цели:

1) формирование умений анализировать рассказ на основе духовной проблематики, композиции, языка произведения;
2) наблюдение над приемами художественного мастерства К.Паустовского;
3) развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся;
4) воспитание нравственных качеств учеников.

Задачи:

1. актуализировать знания каждого ребёнка;
2. дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;
3. создать условия для формирования своего читательского мнения;
4. способствовать формированию высокой нравственной позиции: благодарного чувства к отчему дому, близким.

Методы, приемы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, выразительное чтение, групповая, коллективная, индивидуальная работа.

Технологии:OfficePowerPoint, MicrosoftOfficeWord

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: иллюстрации к рассказу, презентация, хрестоматия.

Ход урока:

 

Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это Мать
М.Горький

 

Лишь рядом со смертью
Вдруг сердце пронзит
Забытое чувство вины…
А.Дементьев

 

Делать людям хорошее —
Хорошеть самому
Л. Татьяничева

I. Организационный момент

Прочитайте эпиграф. Как вы поняли, что такое добро?

II. Вступительное слово учителя

Слайд 3

У нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на многие, взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями. Итак, рассказ называется «Телеграмма».

III. Работа с текстом художественного произведения

– Скажите, почему посылают телеграммы?

– Если нужно сообщить что-то срочное;

– Если стряслась беда;

– Если у человека радость.

– Сколько было послано телеграмм?

– Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?

Катя умирает. Тихон. Слайд 4. (телеграммы) Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Определите тему (проблему) нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить?

Проблема отношения детей и родителей, в частности, дочери и матери, людей друг к другу.

Учитель: Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

Учитель: Сегодня мы рассматриваем самый сложный инструмент — душу человека.

– А что такое душа?

Внутренний, психический мир человека, его сознание (словарь Ожегова)

– Какие свойства души вы знаете?

На доске наглядный материал (размышление над словом душа)

Душа

сострадание
соучастие
долг
милосердие
добро
человечность
отзывчивость

– Почему Катерина Петровна не поверила, что это телеграмма от Насти?

Ответ: Всегда любящая дочь.

Учитель: Вы обратили внимание на то, что, описывая состояние, чувства Катерины Петровны, Паустовский неизменно показывает нам состояние природы? Природа у него — это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Писателя называют мастером художественной детали.

Как с помощью картины природы автор передает состояние Катерины Петровны? Давайте посмотрим, какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны К.Паустовский?

IV. Работа в группах (опережающее задание)

Выступление 1 группы

Слайд 5, 6

Холодная осень…. назойливо сыпался дождь (метафора)
тащились, цеплялись (олицетворение) рыхлые (эпитет) тучи… маленький подсолнечник все доцветал и не мог…

продолжить фразу: «как доцветал маленький подсолнечник, так и…»

Назвать детали, усиливающие одиночество матери

Старое дерево, холодная мокрая ветка (2 раза употребляется слово)

Облетевший лист, озябший шершавый ствол

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек

– Какие ощущения у вас возникли?

Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности. Увядание природы, даже омертвение её. Эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны.

Выступление 2 группы

Слайд 7

Интерьер: цвет желтый, сумрачный, серый, керосиновый ночник вздрагивал (указывает на безмерность одиночества) предметы в доме, запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы»,пожелтевшие чашки на столе.

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Деталь для Паустовского не только предметы быта, но еще с их помощью передается настроение, психологическое состояние героини.

Учитель: В своей книге «Золотая роза» в разделе «Зарубки на сердце» Паустовский писал: «Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, которую она переживала в последние свои дни».

Выступление 3 группы Слайд 8

Образ Катерины Петровны. Эпитеты, ассоциации, связанные с ним.

Имя «Екатерина» — чистая, непорочная.

Дряхлая, брошенная всеми старушка, бледная, маленькая одинокая.

– Сочетаются ли эти эпитеты со словом мама? Какие эпитеты, метафоры могут стоять со словом мама?

Учитель: Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе. Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Послушайте, пожалуйста, воспоминания К Паустовского из повести «Золотая роза».

Слайд 9, 10 «Уже вечерело. Сад облетел»

Рассказ ученика (под музыку)

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

Не дай вам Бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!

Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»

А теперь обратимся к тексту рассказа

Слайд 11 «Ему некуда уйти….»

Рассказ ученицы (под музыку)

– Как вы думаете, почему автор совершенно по-другому описывает эту сцену в рассказе?

– Чтобы еще острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны.

Учитель: В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее, мы чувствуем его присутствие.

В судьбе клена тоже видна неустроенность, одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель).

Именно после этой встречи с кленом она решается написать письмо дочери. Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Сядьте поудобнее, закройте глаза или просто опустите голову. Существует такой прием «открытой ладони». Когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, вы будете поднимать ладошку
(музыка на слайде продолжается)

Чтение учителем письма Катерины Петровны Слайд 12

Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна, — зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

Используя этот прием, мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково. И мы не участники, а соучастники очень важного разговора. Спасибо вам за неравнодушие.

Итак, Катерина Петровна умерла. Как же изменился пейзаж?

Выступление 4 группы

Слайд 13, 14

Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел. Небо было сухое, светлое, будто надголовой стянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

– Почему такой пейзаж?

О принципе градации (автор использует принцип градации, показывая то, что кончились мучения Катерины Петровны, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа.) Смерть — избавление от страдания. Действительно, Катерина Петровна и окружающий ее мир — это одно целое, это все родная земля, в которую в конце концов ее опустили.

– Вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир — мир большого города, где живет и работает Настя.

– Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не дает описания природы?

Она недобрый черствый человек, без души. Такие люди не замечают природу (в Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было все это видеть).

Работа с текстом (в парах)

– Найдите детали, доказывающие, что Настина душа глуха.

Рыжий кожаный ридикюль, письмо от матери в сумочке, ящик письменного стола жестяная пустота почтового ящика.

– Что во внешности Насти подчеркивает автор? Слайд 15

Холодные глаза.

Учитель: Л. Н. Толстой говорил, что «глаза — зеркало человеческой души», а здесь такой разоблачающий эпитет. Нужно ли еще что-то говорить о характере Насти?

Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у нее «холодные глаза».

– Можно ли говорить о равнодушии, черствости Насти, зная об ее участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора?

– Как прозвали ее художники? Что обозначает это слово?

– Согласны вы с этим?

Сольвейг — «солнечный путь» Слайд 16

Сравнение оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у нее холодные. А ведь они — зеркало души, значит, и душа у нее холодная.

– Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила?

Положила в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду? — Она даже не поняла, о какой Кате идет речь.

Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.

Неприятное чувство это нарушило ее планы.

– О чем предупреждает Тихон Манюшку?

– Можно ли употребить слово «пустельга» к Насте?

«Пустельга — хищная птица…» Слайд 17

Учитель (эвристическая беседа.)

Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью — такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил ее.

– Почему именно Гоголь? Слайд 18

«Портрет Гоголя»

Гоголь — сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя, — эхты, сорока!»

И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта ее ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку ее поступку дает Гоголь: «Эх ты!»

– Что стоит за этим «Эх ты»? Презрение, укоризна.

Учитель: Паустовский постоянно развивает эту мысль. Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя?

Зачитать «Катя помирает, Тихон»…

«…а с кафедры неслось…»

– Как называется этот прием? Для чего он нужен?

– Есть ли еще контраст в тексте?

Бездушие Насти и душевность Тихона, девочки.

«Зимний пейзаж» Слайд 19

Пейзаж при жизни Катерины Петровны и после смерти.

– Можно ли сказать, что душа Насти очерствела не до конца?

Да, иначе бы она не почувствовала смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери?

– Она изменилась?

Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронен посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз
«Никто. Кроме Катерины Петровны…» Слайд 20

Чтение учеником отрывка из стихотворения

У поэта Н. Новикова есть такие стихотворные строчки:

Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернёшься обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад
Невозможно…

Чтение эпилога

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите.

Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого — «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям.

– Что такое зарубки?

Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки на сердце?

V. Творческая работа (индивидуальная)

Напишите текст телеграммы Насте.

Чтение телеграмм.(проверка)

Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрихупала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах у изумленного зала Центрального дома литераторов.

VI.Чтение отрывков из текстов писем-покаяний (творческое домашнее задание). «Поступок, за который я себя осуждаю», написанных учащимися дома.

VII. Поэтическая минутка

Чтение учителем стихотворения «Заболела мать»

По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
«Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз».
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте — заболела мать»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко —
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь….
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте

VIII. Обобщение, подведение итогов

Учитель: Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях, поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться поздно.

Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я не случайно попросила принести фотографии ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора, чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас.

Я думаю, что у вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание — испытание на истинную человечность.

Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм — предостережений.

Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми.

X. Рефлексия

1. На уроке мне было сложно:

сдержать слезы;
я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
не заплакать;
понять Настю.

2. Урок помог задуматься:

о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии;
о человечности, об отношении к маме;
о моих родных;
о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм;
почему Настя не поняла, что не деньги нужны были ее маме.

3. Я понял:

нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя. Нужно заботиться о родных, навещать их;
я многого не знаю, и мне многому предстоит учиться, но я никогда не поступлю так, как Настя;
старые люди нуждаются в нашей поддержке;
я очень люблю свою маму и боюсь ее потерять;
нельзя совершать таких ошибок, которые исправить невозможно;
я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой».

— Не забывай о том, что мать вспоила нас,
Отец же воспитал родное чадо,
Поэтому страшись в беспечности своей
В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
К тому же — минет час: ты старцем будешь сам,
Смотри же, не нарушай священного уклада.
(Из книги «В мире мудрых мыслей» Н. Хиероу).

XI. Домашнее задание:

1. Перечитать рассказ, нарисовать понравившийся эпизод, затронувший ваше сердце.
2. Письменная творческая работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»?

Используемая литература:

1. Русская словесность, хрестоматия, 6 класс. Составитель Л. С. Рыгалова, Л.Ф Туниянц, Алматы изд-во «Атамра» 2011 г.
2. httpss://festival.1september.ru/articles/418447/
3. httpss://asb-school-24.ru/pedagogi/jatsenko/paustovskii.pdf
4. httpss://900igr.net/kartinki/literatura/Telegramma-Paustovskij/Urok-Paustovskij-Telegramma.html
5. Селевко. Г. К. Технологии развивающего обучения. Современные образовательные технологии. Новое образование, М., 1998 г.

Приложения:

I. Телеграммы, написанные учащимися.

Настя, желаю тебе обрести человечность. Желаю, чтобы оттаяла твоя душа. Мне тебя жаль.
Богатырев В.

Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Надо любить и почитать свою родную маму, ведь она у тебя одна!
Ермагамбетова А.

Настя, поздно у тебя душа оттаяла, слишком поздно…и мне тебя жаль.
Понамарева В.

Эх. Ты, сорока!
Моор Н.

Настя, мне тебя жаль. Поздно ты поняла свою ошибку, но, говорят, на ошибках учатся. И не дай Бог, чтобы с тобой произошло то же самое!
Завьялова А.

В жизни можно многое исправить, но то, что совершила ты, исправить нельзя.
Иванова Э.

II. Фрагменты писем-«покаяний»

В жизни мы совершаем много поступков, которые могут обидеть, а иногда и сильно ранить близких людей. Мне кажется, никто не может этого избежать. Я не исключение. Очень хочу извиниться перед мамой, ведь именно она всегда находится рядом, выслушает меня, поможет советом. А ведь я никогда не спрашиваю, хочет ли она слушать меня. Я знаю, что могу положиться на нее всегда. И как бы не сложилась моя жизнь, я хочу пообещать моей мамочке, что никогда не буду забывать её навещать.
Ахременко В.

Спасибо, мама, за то, что ты есть! Спасибо за то, что я пришла в этот мир! И если я что-то сделала не так, ты меня прости. Ведь я люблю тебя и отдам тебе свое сердце, чтобы ты была здорова и никогда, слышишь, никогда не болела.
Капенова Д.

На земле нет человека ближе, чем мама, и человека, который любит тебя больше всего на свете! Мама, мамочка, прости меня за то, что я тебя часто огорчала.
Умурзакова А.

Обидеть можно словом, поступком и даже взглядом. Я часто огорчаю свою маму. Попросит она о чем то, а я резко отвечаю: «Нет!». Даже не замечаю, что мама расстраивается. Сейчас мне кажется, что обижала я ее чаще, чем радовала. Мою мамочку, самого дорого и любимого человека. Прости меня, пожалуйста
Семушина Н.

Категория: