V Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок русской литературы: «Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Ткаченко Алла Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей категории СШ № 4 г. Аксу Павлодарской области

Фото с сайта img1.liveinternet.ru

10 класс

Цели урока:

  • Создание условий для учебной деятельности посредством формирования навыков анализа литературного произведения, расширения понятий тематики произведения, особенности творчества на основе содержательного обобщения.
  • Развитие способности анализировать, систематизировать материал.
  • Воспитывать бережное отношение к родной земле, традициям, формирование эмоционально-ценностного отношения к действительности через развитие речи и мышления.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Метод обучения: исследовательский (по характеру познавательной деятельности учащихся)

Структура урока:

1. Стадия вызова (10 мин)

2. Стадия осмысления (30 мин)

3. Рефлексия (5 минуты)

Оборудование и наглядные пособия

1. Раздаточный материал, карточки-задания, цитаты.
2. Листы оценки знаний.
3. Флипчарты, фломастеры, иллюстрации, текст рассказа.
4. Компьютер
5. Портрет Гумилева

 

Гумилев — это наша совесть.
О.Мандельштам

Ход урока

Приветствие учителя

Заполнение листов эмоционального состояния. Оргмомент

Выбор детьми экспертной группы, которая будет беспристрастно оценивать их работу в группе по предложенным детьми (это было домашнее задание) и дополненным членами группы критериям (учащиеся с высоким уровнем успешности).

Просмотр видеоролика с записью песни «Это было, это было в те года…»

Озвучьте правила работы в группе.

Тема урока: Николай Степанович Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева.

Прежде чем начнем работать, предлагаю определиться с целеполаганием. Что вы ждете от урока? На какие вопросы хотели бы получить ответ? — ответы учащихся (учащиеся со средним и высоким уровнем успешности).

Вам предлагается три задания на выбор:

Задания группам:

1) Начертить диаграмму жизни Гумилева: взлеты и падения, черные и белые полосы.

2) Начертить кластер «Гумилев».

3) Определить тематику лирики Гумилева.

Обсуждение в группах выбора задания.

Озвучьте свой выбор.

1 группа — 2 задание.
2 группа — 3 задание.
3 группа — 1 задание.

Индивидуальное задание выполняла Вилена. Посмотрите презентацию, приготовленную ею по биографии Н. С. Гумилева. (ученица с высоким уровнем успешности)

Работа в группах по выполнению заданий.

Выступление экспертной группы, которая озвучивает критерии оценивания выступающих групп.

Выступления групп.

  1. Участие в работе каждого члена группы.
  2. Точность формулировок.
  3. Аргументированность.
  4. Слаженность работы членов группы.
  5. Подготовленность.
  6. 6. дополнительный материал.
  7. 7. Языковое оформление, связность речи, логичность изложения.
  8. 8.Эмоциональность.

Выступление 3 группы. Диаграмма жизни Н. С. Гумилева. Основные вехи жизненного пути

  1. 1886 г. — родился в Кронштадте в семье морского врача.
  2. 1900 г. — учеба в тифлисской гимназии.
  3. 1902 г. — первая газетная публикация стихотворения.
  4. 1905 г. — первый сборник стихов «Путь конквистадоров»
  5. 1906 г. — завершение гимназического образования в Царском Селе. Поездка в Париж в Сорбонну.
  6. 1908 г. — путешествие по Египту.
  7. 1908—1909 гг. — обучение в Петербургском университете.
  8. 1909, 1910, 1913 г. — путешествие по Африке.
  9. 1910 г. — брак с Анной Ахматовой.
  10. 1911 г. — создание «Цеха поэтов».
  11. 1912 г. — поездка в Италию.
  12. 1914 г. — в начале Первой мировой войны поступил добровольцем в уланский полк; был награжден двумя Георгиевскими крестами.
  13. 1916 г. — Париж.
  14. 1917 г. — заготовка сена для армии.
  15. 1918 г. — возвращение в Россию. Работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции в институтах, занимается переводами.
  16. 1921 г. — издал лучшую свою книгу стихов «Огненный столп», посвятив своей второй жене Анне Николаевне Энгельгардт.
  17. 1921 г. — 3 августа был арестован, 24 августа приговорен к расстрелу, на следующий день приговор приведен в исполнение.

Вывод: прожил недолгую (35 лет), но очень наполненную событиями жизнь, много путешествовал. Необычно то, что Гумилев был просто влюблен в Африку. В его жизни довольно резкое чередование черных и белых полос. Власть доверяла ему довольно высокие посты, и, несмотря на это, недолго рассматривала дело о его «виновности»

Выступление 1 группы

Демонстрация кластера.

Вывод: Имя Гумилева ассоциируется у нас с именем Ахматовой, с акмеизмом, с Африкой, с войной 1914 года, с Царским Селом.

Выступление 2 группы. Тематика лирики

Прочитав стихи Гумилева, мы выделили несколько тем в лирике Гумилева:

1 тема — любовная лирика.
2 тема — тема Африки
3 тема — тема войны.

Гумилев не писал политических стихов, он уклонился от прямого диалога с современностью. Он-так, во всяком случае, кажется на первый взгляд — промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917–1921 годов. Но действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.

Задание классу. Выберите каждая группа себе любую тему и начинайте работу:

  1. Перечислите стихи, относящиеся к теме.
  2. Прочитайте выразительно 1–2 стихотворения.
  3. Объясните особенности раскрытия темы поэтом.

Работа в группах.

Выступление 1 группы.

Любовная лирика занимает центральное место в творчестве Гумилева.

Стихи, относящиеся к теме: «Много есть людей, что, полюбив.», «Она», «Из логова змиева», «О тебе, о тебе, о тебе!»

Любовь для Гумилева природная стихия, обладающая огромной силой. Ей подвластен любой. Женский образ-это образ «вечной женственности».Женщина — это ангел, русалка, колдунья.

Выступление 2 группы

Поскольку Гумилев сам был на войне, то эта тема была знакома ему. «Война», «Наступление».Война-это смерть, это «залитые кровью недели», солдаты — труженики. В стихах часто использует сравнения.

Выступление 3 группы.

Гумилев трижды был в Африке. Эта страна покорила его. Он не просто путешествовал, проводил большую научную работу. «Жираф», «Озеро Чад».В стихах просматривается экзотика Африки, традиции племен.

Слово оценщикам. Комментарий по выступлению групп.

Само-взаимооценивание

Рефлексия: Что приобрели, работая на уроке? Обратитесь к поставленным в начале урока целям. Нашли ли ответы на свои вопросы?

Организация заполнения листов оценки. Определение эмоционального настроя. Высказывают свои мнения:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно…я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу…я почувствовал, что… я приобрел… я научился…

у меня получилось… я смог… я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни… мне захотелось… Заполнение листов с обратной связью: две звезды и предложение.

Домашнее задание:

Биография Ахматовой. Анализ стихотворений, выразительное чтение.

Категория: