Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе: «Понятие о суффиксах»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Першина Светлана Николаевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, стаж 17 лет. КГУ «Средняя школа № 9» Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск

Першина Светлана Николаевна

Цель: Ознакомление с понятием «суффикс».

Задачи:

1. Рассмотреть особенности новой части слова, её значение, роль в речи.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
3. Воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.

Оборудование: учебник «Русский язык 2», таблица суффиксов, иллюстрации, стихотворения, ребус, ёлочка, загадка.

Ход урока

I Сообщение темы урока

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой частью слова, её значением, будете учиться определять эту часть в словах.

II Минутка чистописания

ищ

III Актуализация знаний учащихся

1. Фронтальный опрос.

— Какие части слова знаете?

— Что называется окончанием?

— Что такое основа?

— Что называется корнем?

— Какие слова называются однокоренными?

2. Работа в парах. (Дети проверяют друг у друга правило о приставке).

IV Изучение нового материала

1. — Какое сейчас время года? (зима)

— Как можно ласково назвать зиму? (зимушка)

— Как одним словом назвать день зимой? (зимний)

На доске: планшет со словами

Зима
Зим-ушк-а
Зим-н-ий (дети записывают в тетрадь)

Загадка:

Какой это мастер
На стёкла нанёс.
И листья, и травы, и заросли роз? (мороз)

— Как можно назвать лёгкий мороз? (морозец)

— Как называется сильный, жёсткий мороз? (морозище)

На доске: планшет со словами

Мороз
Мороз-ец
Мороз- ищ-е (дети записывают в тетрадь)

2. Выделение в словах окончания, основы, корня. (подробное объяснение)

3. — Мы выделили окончание, основу, корень, но одна часть слова осталась. Кто-нибудь знает какая?

На доске: -ушк-, -н-, ец-, -ищ- СУФФИКСЫ.

Суффиксы обозначаются так:

— Выделите суффиксы в словах у себя в тетради.

— Между какими частями слова стоят суффиксы? Для чего служат? Какой делают нашу речь?

— Послушайте, какое определение суффикса даётся в словаре русского языка под редакцией Евгеньева. Суффикс — часть слова, стоящая между корнем и окончанием и придающая слову иной смысл по сравнению с другими однокоренными словами. Слово суффикс произошло от лат. cлова suffixus — прикреплённый.

А теперь, посмотрим, какое определение суффикса в нашем учебнике.

Стр. 90 — чтение правила детьми

— чтение правила учителем.

4. Сказка о суффиксах.

Давным — давно жили на свете слова. Они были совсем не такие, как теперь. Эти слова отличались твёрдостью, решительностью и не позволяли себе ни каких нежностей. Это были слова: белый, солнце, заяц, огурец и другие. Но вот появились суффиксы. Они были такие ласковые и добрые, что все слова, к которым они подходили, превращались в таких же добрых и ласковых, как и сами суффиксы. Заяц становился зайчонком, солнце — солнышком, стол — столиком, огурец — огурчиком. Прошли десятки лет, и, например суффикс — чик приобрёл большой опыт. Он стал не только уменьшать слова и делать их ласковыми и нежными, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня —лёт- -чик образовал слово летчик, груз — грузчик. Сейчас суффиксы уже немолодые. Но они по-прежнему хорошо работают и служат людям, делая нашу речь красивой, образной. Человеку без них не обойтись, вот какие труженики, эти суффиксы. Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат суффиксами. ТАБЛИЦА С СУФФИКСАМИ. Суффиксы —арь, -ист, -щик — указывают на профессии ( тракторист, каменщик), —ущ, -ющ,-ищ — используются в словах с увеличительным значением (лапища, хитрющий), -ышк, -очк — придают словам уменьшительно-ласкательный оттенок, -онок, -енок — используются при названии детёнышей, -ик — суффикс ягодный, -ин —суффикс мясной. Итак, суффикс — это маленькая часть слова, но имеет своё лицо и многое может рассказать.

5.Обобщение.

6. Физкультминутка

У маленьких детишек ёлочка большая
Огоньками, шариками ёлочка сверкает
Ай да ёлочка, погляди, погляди.
Деткам, ёлочка, посвети, посвети.
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой
Убери иголочки
Дальше от ребяток.

— Какие слова с суффиксами услышали?

— Чем сверкала ёлочка? (шариками)

7. Демонстрация рисунка шаров.

— Чем отличаются шары? (размером)

— Выясним, чем отличаются по составу слова. Запишите слова шар — шарик, разберём их по составу.

— С помощью какой части слова удалось указать на то, что один шар маленький? (суффикс—ик).

— А теперь сделайте маленькими дом, сад. Выделите суффикс, который вам помог.

8. Проверка. Обобщение.

V Закрепление знаний

1. Игра «Назови детёнышей» устно. (картинки с изображением животных).

2. Работа по учебнику с.90 упр. 384. (работа в группах, каждая группа выполняет по одной строке упражнения)

3. Проверка. Обобщение.

4. Домашнее задание с. 90 упр. 385, правило.

5. Работа с деформированным предложением.

Белочка, на, гнёздышко, ёлочке, устроила.
запись у доски, выделение суффиксов в словах

— Какое значение придали суффиксы словам?

6. Сравнение роли суффикса и приставки.

— Что называется приставкой?

Ребус: ДО (изображение оленьих рогов) — ДОРОГА.

— Запишите слово дорога, образуйте слово, отвечающее на вопрос какая?

— Как называется лечебное травянистое растение, которое растёт у дороги?

Дорога — дорожный — подорожник. (разбор слов по составу)

— Какие части слова использовались для образования новых слов?

— Чем похожи приставка и суффикс? (служат для образования новых слов)

— Чем отличаются? (приставка стоит перед корнем, суффикс — после корня)

7. Обобщение.

VI Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Что называется суффиксом?

— Для чего нужны суффиксы?

— С какой частью слова похожи? Чем отличаются от приставки?

— Сегодня на уроке хорошо работали .... Этим детям предоставляется право первыми повесить свои украшения на ёлку.

VII.Оценивание

— Посмотрите, ребята, какой красивой, праздничной стала наша гостья.

— Урок окончен, спасибо.

Категория: