Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка во 2 классе «Изменение имен прилагательных по роду»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Мошкова Любовь Васильевна, учитель высшей категории, ГУ СШ № 4 г. Аксу, Павлодарской области. Стаж работы 31 год

Урок русского языка во 2 классе «Изменение имен прилагательных по роду»

Цель: формировать знания о частях речи.

Задачи:

  • формировать умения изменять имена прилагательные по числу;
  • уточнить знания об окончании как внешнем средстве выражения числа;
  • развивать мыслительные операции сравнения, выделения общих признаков и черт различия, анализа, обобщения, речь;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру общения.

Урок: изучение новой темы.

1. Психологический настрой учащихся

Руки вперёд ладони вверх, закройте глаза. На ваши ладони попало солнышко, им стало тепло. Это тепло передаётся по телу, вам становится комфортно, уютно и приятно на душе. У вас радостное настроение, хочется хорошо работать на уроке. Обнимите себя. Как вы любите себя! Откройте глаза, передайте это настроение соседу по парте, пожелайте удачи, отличной работы.

2. Повторение изученного

На доске: б…реза, …сина.

Прочитайте написанные на доске слова. Какой частью речи они являются? Что у них общего? (имена суще¬ствительные; отвечают на вопрос что?; обозначают предметы; женского рода; в единствен¬ном числе; название деревьев; словарные слова; у них 3 слога). В чем отличие? (береза начинается с согласного звука, а осина — с гласного; 1) 6 букв, 2) 5 букв)

3. Словарно-орфографическая работа

На доске: б…резняк, …синка, под…синовик, б…резовый, …осинник, …синовый, подб.резовик.

Посмотрите на доску, что это за слова? (родственные) Объясните лексическое этих слов.

Задание: Выписать родственные слова к слову береза. Разобрать по составу.

Проверка.

Задание: Выписать родственные слова к слову осина. Разобрать по составу.

Проверка.

Прочитайте фразеологизм и пословицу, объясните их смысл.

Дрожит, как осиновый лист (очень сильно дрожит).

И у березки слезки текут, когда с нее кору дерут. (всем бывает обидно, когда им причиняют боль, даже березе).

Подберите к слову береза подходящие по смыслу прилагательные.

Белая, белоствольная, кудрявая, стройная, высокая, старая.

Что такое имя прилагательное?

(Имя прилагательное — это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признаки предметов).

Записать предложение, найти прилагательное.

Зябнет осинка, дрожит на ветру. Улыбнулись сонные березки.

Сегодня мы узнаем грамматический признак имени прилагательного.

4. Изучение нового материала

На доске:
березовый, осиновый лист
березовая, осиновая ветка
березовый, осиновый ствол

Прочитайте словосочетания. Определите, из каких частей речи они состоят.
(Каждое сочетание состоит из 2 имен прилагательных и 1 имени существительного).

Назовите все имена существительные. (лист, ветка, ствол).

В каком числе находятся эти имена существительные? (существительные стоят в единственном числе).

В каком числе находятся имена существительные, в таком и относящиеся к ним имена прилагательные. Скажите, в каком числе стоят имена прилагательные в написанных словосочетаниях и почему? (Имена прилагательные в написанных сочетаниях стоят в единственном числе, так как в единственном числе нахо¬дятся имена существительные, к которым они относят¬ся). (Учитель продолжает оформлять запись на доске:

единственное число
березовый, осиновый лист
березовая, осиновая ветка
березовый, осиновый ствол.)

Поставьте имена существительные во множественном числе. (листья, ветки, стволы)

Употребите вместе с существительными, стоящими во множественном числе, относящиеся к ним имена прила¬гательные и задайте к ним вопрос.

Листья (какие?) березовые, осиновые.
Ветки (какие?) березовые, осиновые
Стволы (какие?) березовые, осиновые. (Учитель дополняет за¬пись на доске)

В каком числе находятся имена прилагательные, напи¬санные во втором столбике?
(Прилагательные, написанные во втором столбике, нахо¬дятся во множественном числе).

Учитель дополняет запись:

единственное число

березовый,  осиновый лист

березовая,  осиновая ветка

березовый,  осиновый ствол

                 множественное число

Листья (какие?) березовые,  осиновые.

Ветки (какие?) березовые,  осиновые

Стволы (какие?) березовые,  осиновые

На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? (какие?)

Выделите окончания у имён прилагательных во множе¬ственном числе.

Какие окончания имеют прилагательные во множествен¬ном числе?(окончания -ые, -ие).

Какой грамматический признак имени прилагательном вы сегодня узнали?

(Имена прилагательные изменяются по числам)

Сделайте вывод по плану:

1. Что ещё мы сегодня узнали об именах прилагательных?
2. В каком числе могут употребляться имена прилагательные?
3. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
4. Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе?

Д. Имена прилагательные изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? Они имеют окончания -ые, -ие.

5. Физкультминутка

На доске: пахучий цветок, пахучие цветки, гибкая ветка, гибкие ветки, голубые озёра, голубое озеро, жаркий день, жаркие дни, стройные тополя, стройный тополь.

Если я прочитаю и покажу словосочетание, в котором слова находятся в единственном числе, вы поднимаетесь на носочки, руки вверх и делаете хлопок над головой; если во множественном числе — два хлопка над головой.

6. Работа с учебником

Прочитайте правило в учебнике на с. 173. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе? Как определить число имен прилагательных?

(Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют два окончания: -ие, -ые. Число прилагательного определяем по числу имени существительного, с которым оно связано).

7. Закрепление

Выполним упражнение 462. Напишем словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделим окончания.

8. Итог урока

Над какой темой работали сегодня на уроке? (Изменение имён прилагательных по числам).

Как поняли тему урока, мы отметим «Светофор» на полях.

Категория: