Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 7 классе: «Деепричастие. Обобщение»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Есентемирова Клара Айтышевна, учитель русского языка и литературы первой категории, стаж 28 лет, КГУ «Новопокровская СШ» села Новопокровка района Шал акына Северо-Казахстанской области

Есентемирова Клара Айтышевна

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме

Задачи:

  • повторить и обобщить знания о деепричастии (грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); закрепить умение различать причастия и деепричастия, умение находить в тексте деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, объяснять пунктуацию, выполнять синтаксический разбор и разбор по составу, редактировать предложения; повторить сведения о тексте, типах и стилях речи;
  • развивать навыки комплексного анализа текста, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; совершенствовать коммуникативные умения; применять теоретические знания на практике;
  • воспитывать любовь к слову, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения; воспитывать положительные нравственные качества.

Методические приемы: анализ текста, выборочное письмо, грамматический разбор, составление кластера, заполнение схемы, редактирование.

Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрации, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент. Психологический настрой

Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь! Приближается конец четверти. Это, конечно напряжение и мобилизация сил. Но вслед за этим — веселые зимние каникулы. Это радует. Сегодня один из последних уроков второй четверти. Мы с вами повторим и обобщим знания по теме «Деепричастие». Желаю вам успехов.

II. Актуализация знаний

На доске «Слепая схема»

Урок русского языка в 7 классе: «Деепричастие. Обобщение»

— Вспомните все, что вызнаете о деепричастии (учащиеся называют признаки, учитель заполняет схему на доске)

III. Обобщение знаний по теме на основе комплексного анализа текста

1.Беседа.

— Какой праздник приближается? (Новый год)

— Что обязательно бывает на Новый год в каждой школе, почти в каждом доме? (елка)

— А знаете ли вы, как возникла традиция наряжать елку на Новый год?

2. Рассказ учителя о возникновении традиции наряжать новогоднюю елку.

Когда мы представляем себе Новый год, большинство из нас представляют украшенную новогодними игрушками ёлку. Эта лесная красавица, по-настоящему стала символом этого самого сказочного праздника, а обычай украшать новогоднюю елку насчитывает не одну сотню лет. Почему же именно Ёлка стала символом этого праздника? И откуда взялась эта традиция?

В незапамятные времена, люди часто украшали деревья различных видов. Они были уверены в том, что деревья обладают особой доброй силой, и являются жилищем всевозможных духов, и чтобы задобрить последних, которые, по их мнению, были всемогущими, люди старались украсить их деревья — дома. Украшением служили яблоки, яйца и орехи.

Ель еще в те времена считалась самым важным деревом, символом рая и бессмертия. А все благодаря тому, что она всегда зеленая, что было волшебным отличием от остальных деревьев. Древние греки наделяли ель священными качествами, символизирующими надежду и вечную жизнь всего живого. Наверное, по этой причине троянский конь построили из древесины этого дерева.

Однако только в 1605 году, во Франции появились первые ёлки, украшенные к Рождеству, которые были увешаны розами из цветной бумаги, все теми же яблоками, а так же печеньем, кусочками сахара и другой мишурой. Вскоре эта традиция появилась в Германии, а далее по всей Европе. Только в самом начале ёлку могли позволить себе богатые дворяне. Ведь в те времена сумма, уплаченная за новогоднюю ёлку, была сопоставима со стоимостью коровы или даже дома под Петербургом.

В российской традиции Новый год отмечается с 1700 года, инициатором этого, естественно был Петр I, который ввел европейское летоисчисление, ведущее начало от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как было ранее. Однако после смерти Петра, этот обычай забыли и вспомнили только во времена правления Екатерины Великой в середине 18 столетия. Ёлку в России украшать начали только в средине 19 века.

— Почему именно ель, сосну наряжают и именно на Новый год?

(Оказывается, что в этот в этот период, с середины декабря до середины января, хвоя выделяет полезные вещества, и люди стараются установить елку или украсить дом еловыми и сосновыми ветками).

— Сегодня мы познакомимся с историей, случившейся под Новый год с одной елью.

3.Чтение текста «Голубая ель».

Голубая ель

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехав в новый дом, посадили елку сами. Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветки, словно ему отрубили голову. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом...

На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. На ней было написано: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель смотрит, напоминая ему о содеянном.

Задания к тексту (1-я группа)

1. Докажите, что это текст.
2. Определите тип речи.
3. Выпишите из текста деепричастия и укажите их морфологические признаки.
4. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
5. Выпишите глаголы из предложения Срубил не у корня, а забрал юную верхушку и образуйте от них деепричастия.
6. В предложении Ель засохла и умерла замените один из глаголов деепричастием.

Задания к тексту (2-я группа)

1. Определите тему и основную мысль текста.
2. К какому стилю принадлежит данный текст?
3. Найди в тексте глаголы, о которых не образуются деепричастия несовершенного вида.
4. Объясните пунктуацию последнего предложения.
5. Разберите по составу слово распластав.
6. Найдите в тексте 1-2 причастия, подберите однокоренные деепричастия. В чем различие причастия и деепричастия?

4.Выполнение заданий по группам. (Учащимся раздаются карточки с заданиями).

5.Реализация заданий.

Сначала проверяются первые два задания у каждой группы, чтобы сохранить последовательность вопросов (текст, тема и основная мысль текста, тип текста, стиль речи), затем отвечает 1 группа, после 1 группы — вторая группа.

6.Составление диаграммы Венна (сходства и различия причастия и деепричастия)

— Ребята, почему мы иногда путаем причастия с деепричастиями? (Ответы учащихся)

— Давайте мы сейчас заполним диаграмму Венна.

Урок русского языка в 7 классе: «Деепричастие. Обобщение»

7.Редактирование предложения

Ребята, я переконструировала предложение, заменив один из глаголов деепричастием. Согласны ли вы со мной?

Она разрослась, и вечером, проходя мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

— Почему?

(Деепричастие обозначает добавочное действие, сопровождающее действие основного глагола, поэтому у него не может быть самостоятельного действующего лица).

IV. Итоги урока

— Мы сегодня повторили морфологические признаки деепричастия. Перечислите их, заполните таблицу.

Деепричастие

Часть речи

Граммати-

ческое значение

Отвечает на вопросы

Морфологические признаки

Синтакси-ческая роль

 

 

 

глагола

наречия

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Обозначь свое участие в уроке.

1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы.

2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

Категория: