Кадун Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, первая категория, ГУ «Рузаевская средняя школа» село Рузаевка, район им. Г. Мусрепова СКО |
![]() |
Цель: познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.
Задачи: научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к языкам.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический с элементами полилингвальности.
Оснащение урока: мел, доска, толковые словари, портрет И.Даля, стенд «Лексика русского языка».
1. Приветствие.
2. Психологический настрой учащихся на работу
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!
— Ребята, какие разделы русского языка мы уже изучили? (синтаксис, фонетика)
— Что вы о них знаете? (повторить определения)
— Прослушайте стихотворение и попробуйте определить, с каким разделом мы познакомимся сегодня?
Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране Лексикологии
Ищите те пути, которые Вас к знаниям
Помогут привести.
1. Работа со стихотворением А.Шибаева (открываем учебники на стр.137)
— Как вы понимаете смысл последнего четверостишия?
— Что значит «море слов»? (все слова языка)
2. Запись терминов в тетрадь.
Лексика — совокупность всех слов языка.
Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.
— А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?
3. Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».
Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
— Ребята, а что же такое вообще Слово?
4. Слушаем сообщение учащегося «Слово — самая удивительная вещь на свете».
— Докажите, что слово — самая удивительная вещь на свете.
— Какими словами можно передать радость, ликование? Нежность, теплоту, мужество?
4. Работа со стихотворением Рыленкова о добрых словах.
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
— Какова основная мысль текста?
5. Словарная диктовка (у доски уч-ся)
Пожалуйста, сердечный, здравствуйте, заботливый, нежный, спасибо, благодарю, будьте любезны, добрый день.
— Дополните эту группу слов «добрыми словами».
7. Ребята, чтобы употреблять слово, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. Например: словарь-книга, где собраны слова русского языка, машина-транспортное средство для передвижения.
— Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает.
— Обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе:воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
— О чем эта цитата?
Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).
1. Лексический диктант (упр.482).По словесному описанию определить название предмета и записать его одним словом. Тонуть, шторм, океан, плавать, маяк, берег. Какая тема объединяет эти слова? (морская). Составьте одно предложение с этими словами.
2. Выставка словарей.
— Как вы думаете, куда следует обратиться за помощью, если мы не знаем значение какого-либо слова? (К словарю)
— Как называется такой словарь? (Толковый)
— Обратимся к нашей выставке. На ней представлены толковые словари.(Знакомство со словарями). Но самый известный это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, в котором 200000 слов.
3. Сообщение учащегося о В.И.Дале.
4. Работа по учебнику (стр.137, упр.481)
— Что обозначают данные слова: лексикон, лиловый, приручить?
— Что мы узнали из этих словарных статей? (произношение слова и ударение, окончание слова в разных формах, лексическое значение слова, примеры употребления).
Вывод: С помощью толкового словаря можно выяснить не только значение, но и написание слова и его морфологические признаки.
5. Самостоятельная работа с элементом полилингвальности. (класс работает самостоятельно по вариантам, у доски учащийся выполняет упр. 484.)
1. Определить (перевести) слово на русский язык.
2. Составить словарную статью.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | |||
жазу | әлем | бас | жүгіру | ана | жақсы |
write | peace | head | run | mother |
good |
3. Проверка.
6. Знакомство с толковым словарем учебника (стр.294. Откроем и проверим :верно ли мы составили словарные статьи в предыдущем задании? (писать, мир, голова, бежать, мать, хорошо).
7. Кроссворд (загадки читаются на казахском языке, учащийся называет ответ на казахском языке и переводит его на русский язык).
1. Ұнгір түбінде жалбырап,
Өсіп тұр жалғыз жапырақ.(тіл-язык)
2. Үлкен үйге барасың
Үлкен білім аласың. (мектеп-школа)
3. Қабат қабат қатталған,
Асыл сөзбен апталған
Парағы бар сөйлейтің,
Ол қазына өлмейтін. (кітап — книга)
4. Ұшымен қазақ
Тор көзді жазық.
Үстіне өттім
Асыл сөз жазып (дәптер — тетрадь).
— Если мы правильно отгадали загадки, получили спрятанное слово. Какое?
Найди по-казахски будет тан,
А книга так звучит: кітап.
В степи копытами пылят
Несутся кони, или ....(ат).
— А как вы думаете, это слово однозначное или многозначное?
Об однозначности и многозначности мы поговорим на следующем уроке!
1. Повторить усвоенные на уроке понятия.
Лексика — ..
Лексикология — ...
Лексическое значение слова — ...
Лексикон — ...
Толковый словарь — ..
В. И. Даль —
2. Тест со взаимопроверкой.
1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в орфографическом словаре.
2. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.
3. Словарный состав — это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.
4. Словарный состав языка изучает:
а) фонетика.
б) лексика.
в) синтаксис.
5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин.
б) Ильф и Петров.
в) В.И.Даль.
2. Взаимопроверка. Оценки.
Когда изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значения
«Вода, огонь, старик, олень, трава».
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.
Выучить определения. Записать в тетрадь