Международный творческий конкурс «Зимние забавы — 2020» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Урок русского языка в 5 классе по теме «Обобщение Имени существительного»

 

Урок-путешествие по сказке «Теремок»

 

Учитель русского языка и литературы Яровая Л.А. Калугинская неполная средняя школа Мамлютский район

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение Имени существительного»

Прозвенел звонок. Начинается урок с игры «Знакомство».

  1. Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга по кругу.
  2. Поздоровались мизинчиками.
  3. Пятками.
  4. Коленками
  5. Локтями
  6. Животами
  7. Носами, спинками (потерлись)
  8. Обнялись
  9. Расселись.

Цели: закрепить полученные знания о самостоятельной части речи; закрепить навыки правописания о е в суффиксах и окончаниях имен существительных; закрепить навыки употребления числа.

Задачи:

  • продолжать развивать навыки синтаксического разбора предложения;
  • совершенствовать умение отличать части речи: имя прилагательное, имя существительное, глагол, местоимение.
  • прививать любовь к родному языку, умение видеть красоту слова.

Расселись. Учитель читает стихотворение:

Еж-портняжка — мастер ловкий,
Он зверятам шьет обновки.
Еж сегодня сшил зайчишке
Очень модные штанишки.

А пушистая лисичка заказала рукавички.
Чтобы рыжий мех — наружу,
Чтобы не замерзнуть в стужу.

Ежик сшил костюм для волка
И закончились иголки.

Ход урока

— Вопросы:
1. Какая часть речи дает названием зверям, предметам?
2. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
3. Запишите тему урока. (к вам придут герои сказки с заданиями, чтобы теремок остался целым и невредимым, мы должны их выполнить).

— В добрый путь (показывается сказка, обрывается по героям)

Стоял в поле теремок.
Был ни низок, ни высок.

1. Теоретическое задание

а) сформулируйте определение «Имени существительного»
б) что вы знаете о роде имени существительного?
в) как имя существительное распределяется по склонениям?
г) у каких существительных, и в каком падеже в единственном числе пишутся окончания и — е?
д) когда у существительных после шипящих и ц пишется о, а когда е?
е) каким образом имя существительное делят на одушевленные и неодушевленные?
ж) приведите примеры собственных имен существительных.
(ребята рассказывают правила с примерами)

2. Практическое задание. Образуйте от слов, если возможно множественное число (слова написаны на доске в два столбика, ученики выполняют задания)

1) цветок, молоко, инструмент, погода, километр, богатство
2) белизна, слеза, инженер, шорох, старость, насекомое.

Появление мышки-норушки.

Прибежала мышка-норушка.

— Терем- теремок! Кто в тереме живет?

— Учитель диктует слова, ребята распределяют в 2 столбика: Одушевленные - неодушевленные (после выполнения обмениваются тетрадями).

Теремок, мышка, небо, охотник, газета, лягушка, котенок, учитель, иней, цветок, вечер, заяц, девочка, лес, окно, зонтик, ягода, снег, друг.

Никто не отзывается.

Вот она вошла и стала в нем жить.

Появление лягушки-квакушки. Прискакала лягушка — квакушка:

— Терем — теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка. А ты кто?

— А я — лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить, но сначала выполни задание.

3. Игра «Четвертое лишнее» (устно)

1) шляпы, галстуки, ремни, очки
2) дядей, тетей, мамой, брату
3) лес, Астана, Мамлютка, Калугино
4) сачок, сыр, стрекоза, хвост

Стали жить вдвоем.

Появление зайки-поплутайки. Прискакал зайка-поплутай-ка:

— Терем, теремок! Кто в тереме живет?

— Мышка-норушка, лягушка-квакушка, а ты кто?

— А я — зайка-поплутай-ка.

— Ступай к нам жить, будешь зарядку проводить.

4. Задание спортивное

Физминутка: единственное число хлопнули в ладоши, множественное число встали, подняли руки вверх. Слова: клещи, яблоки, ночлег, растение, насекомое, ножницы, бумага, рубашки, хвост, рукавички, котенок, ребенок, медвежата, ребята, зверята.

5. Работа с сигнальными карточками

Определяем род имен существительных. Слова: мальчик, сосна, жук, улыбка, письмо, ночь, урок, окно, пальто, оценка, мел, шапка, цыпленок, ромашка.

Стало их трое. Появление лисички-сестрички. Прибежала лисичка-сестричка:

— Терем- теремок! Кто в тереме живет?

— Мышка-норушка, лягушка-квакушка да зайка-поплутай-ка, а ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Ступай к нам жить, будешь весело шутить.

6. Работа по тестам: «Выбери меня!»

Слова: врач__м, струч__к, плащ__м, овраж__к, полотенц__м, грач__м, свеч__й, товарищ__м, скворц__м, улиц__й, снеж__к, луж__к, свинц__м, сторож_м, чащ_й, рощ_й, груш_й, ключ_м.

Стало их четверо жить. Появление медведя. Пришел к терему медведь, стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-поплутай-ка да лисичка-сестричка, а ты кто?

— А я — медведь — хозяин леса. Раз вы такие дружные да выполнили все задания, то получайте от меня гостинцы лесные. Стало на лужайке весело, стали петь, танцевать и нас развлекать.

7. Обобщение

8. Подведение итогов

9. Награждение

10. Домашнее задание

Сочинение эссе — «Понравившийся»

Категория: