Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя существительное (обобщение)»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Веревкина Инна Викторовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Школа-гимназия имени Батыр Баяна», г. Булаево район М. Жумабаева СКО

Веревкина Инна Викторовна

Цель: систематизация знания учеников об имени существительном, постановка задач дальнейшего овладения знаниями по данной теме

Задачи:

  • актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка;
  • дать детям возможность оценивать свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Оформление класса

Цитаты известных деятелей о русском языке.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашим предшественникам." И. С. Тургенев

«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет» К. Г. Паустовский, презентация, рисунки детей по теме «Имя существительное»

Форма урока урок-аукцион

Ход урока

1. Орг. Момент

— Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня у нас ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

— Только начался урок? (Да!)

— Хотите учиться? (Да!)

— Значит можно всем садиться!

— Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания

Посмотрите внимательно и догадайтесь по минутке чистописания, о чем мы будем сегодня говорить на уроке

Минутка чистописания

3. Сообщение темы урока

В 1 четверти мы начали повторять Имя существительное, кроме, того что написано в учебники, о чем говорилось на уроке вы еще самостоятельно проводили исследовательскую работу и находили интересное об имени существительном. Что интересного вы нашли, мы тоже сегодня на уроке поговорим.

— Давайте с вами составим в начале урока кластер Имя существительное.

— Какие слова, определения приходят к вам сразу, когда слышите Имя существительное (составляется кластер Имя существительное, на ватмане), мы постараемся все вспомнить на уроке.

Минутка чистописания

Информация исследователей (Имя существительное является ведущей частью речи, Каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. В русском языке на каждые 9 тысяч слов приходится 4 тысячи имен существительных, что составляет 44 процента. Следовательно, это самая частотная часть речи.)

— Сегодня у нас необычный урок. Урок — аукцион знаний

Тот, кто больше знает,
Тот награды получает.

У: Сегодня мы проводим чрезвычайно важное в жизни класса мероприятие — аукцион знаний по теме «Имя существительное».

У: На продажу выставлены поистине бесценная «вещь», купить которую сможет любой из вас, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и правильные ответы.

4. Обобщение знаний

У: Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждый из вас должен внести залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать в аукционе.

На отдельных листочках предлагается стихотворение из 8 строк.

Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клюв кровавый навострил…
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела-
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.

— Выписать имена существительные (проверка — слайд) за каждое правильно выполненное задание 2 балла (ставят на полях тетради), одна ошибка — 1 балл, 2 и более ошибок — 0 баллов. А потом, подсчитав баллы, мы и узнаем. Кто сможет купить на аукционе дорогую вещь «Имя существительное».

— повторить, какие это существительные (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные).

2. У: Чтобы начать аукцион, каждому участнику надо уплатить «комиссионный сбор», т. е. выполнить грамматическое задание.

У: К каждому из данных слов подберите однокоренное имя существительное.

На экране или у каждого игрока листок с заданием:

Ездить — …
Смелый — …
Помогать — …
Врачебный — …
Жить — …
Кричать — …
Честный — …
Подарить — …
(баллы)

3) Склонение определить у имен существительных, которые у вас получились

— какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

— Какие существительные называются — несклоняемые

— Информация исследователе (разносклоняемые имена существительные

К числу разносклоняемых имён существительных относятся десять существительных на -мя: это слова бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, которые склоняются по-особому. Разносклоняемыми являются и существительные дитя и путь.)

У. Продолжаю собирать «комиссионный сбор», а вы зарабатывать баллы

— Что такое склонение?

— сколько падежей в русском языке?

— Всегда ли было 6 падежей?

Слово исследователям (выступление ученика)

В древнерусском языке был седьмой падеж — звательный. Его употребляли при обращении к кому-либо. Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у А.Пушкина: Чего тебе надобно, старче? Слово старче стоит в звательном падеже. В современном русском языке звательная форма совпала с формой И.п. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и употребляется в качестве обращения.

— Угадать падеж. О каком падеже идет речь?

Кому? (Д)
Нет (Р)
Без предлога не употребляется (П)
Подлежащие (И)
Два предлога (Д)
Падеж труженик (Т)
Нет предлогов (И)
Взял вопросы Р и падежей (В)
(баллы)

— физминутка «Из чего же сделаны наши девчонки…» (назвать существительные)

— Зачем изучают склонение, падежи? — как правильно написать безударное окончание существительных

Буквенный диктант (записывают только окончания)

На ладони, на тополе, у ветки, на площади, к башне, сидели у палатки, взял с тарелки, стояли на балконе, насыпали по горсти.
(баллы)

— как отличить И. п. и В. п. ?

— как отличить Р. П. И В. п.?

— продолжаем аукцион. Кто больше наберет баллов.

Определить падеж

Купил котенка, читал про медведя, письмо от отца, заметил ежа.
(баллы)

Дополнительное задание. Составить предложение с любым из словосочетаний.

— морфологический разбор имени существительного

5. Подведение итогов

  • подсчет баллов
  • Ребята, которые больше всего набрали баллов, награждаются Сертификатами, подтверждающими приобретения Имени существительного.
  • составление Синквейна

6. Домашняя работа

— составление теста по теме Имя существительное

Использованная литература

  1. Учебно-методическое издание Я иду на урок в начальную школу (русский язык) М: ООО Издательство «Первое сентября», 2000
  2. Тропкина Л. А. Открытые уроки в начальной школе Издательство «Учитель»,2013
  3. www.uroki.net
  4. www.festival.1september.ru
Категория: