Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 3 классе на тему: Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Козачук Алла Васильевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Степнинская начальная школа» СКО Мамлютский район, село Степное

Козачук Алла Васильевна

 

Цель: поставить перед учащимися задачу по правописанию мягкого знака у имен существительных с шипящим звуком на конце слова.

Задачи:

1.Организовать деятельность учащихся по выполнению грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода, путем исследовательской работы учащихся.
2.Способствовать обучению школьников умению анализировать, классифицировать, группировать, обосновывать логику доказательства.
3.Воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

Тип урока: новая тема.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, наглядный.

Оборудование: учебник, компьютер, карточки для самостоятельной работы.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная и работа в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой учащихся.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно, ребята,
Надо потрудиться.

II. Проверка домашнего задания

III. Чистописание

— Написание какой буквы, мы сегодня повторим? Отгадайте.

Буква «Р» перевернулась,
………знаком обернулась

Эта буква — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.

— Какая особенность отличает эту букву от других? (Она не обозначает никакого звука).

— Для чего она нужна в русской азбуке? (Отделять гласный звук от согласного, указывает на мягкость согласного звука)

— Письмо буквы. (Показ написания).

IV. Актуализация знаний

— На доске написаны слова. Прочитайте их

Ручьи, семья, тень, день, осень, крылья, листья, вьюга, окунь, морковь, мель, конь, улья, мальчик.

— Расскажи, зачем и как,
Служит в речи мягкий знак?

— Выпишите из текста слова, где мягкий знак служит показателем мягкости согласного звука.

— Прочитайте. (Тень, день, осень, окунь, морковь, мель, конь, мальчик).

Вывод: в этих словах мягкий знак — это показатель мягкости согласного звука.

— Прочитайте остальные слова. Какую работу в этих словах выполняет мягкий знак? (Он отделяет согласную от гласных: е, ё, ю, я, и).

— Как он называется? (Разделительный мягкий знак).

— Выпишите слова с разделительным мягким знаком. (Ручьи, семья, крылья, листья, вьюга, улья).

Вывод: мягкий знак может быть смягчающим и разделительным.

V. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи

На доске записаны слова:
меч                       сушь
ключ                     дичь
лихач                    речь
царевич                полночь
шалаш                 тишь
багаж                   упряжь

— К какой части речи относятся эти слова (Имена существительные).

— Подумайте, какую работу выполняет мягкий знак?

Ответы детей (Он указывает на мягкость. Но буквы «ж» и «ш» всегда твердые, им не нужна мягкость. Буквы «ч» и «щ» обозначают всегда только мягкие звуки).

— Так какую функцию выполняет мягкий знак? Может быть, у него есть еще неизвестная нам функция? Это мы сегодня и будем выяснять.

VI. Новая тема

Дифференцированный подход. Работа в группах.

— Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследование в группах (каждой группе дается карточка с заданием).

1 группа
1. Чем схожи слова первого и второго столбика?
2. Чем они отличаются?
3. На что указывает мягкий знак?

2 группа
1. Определите род существительных.
2. Чем схожи слова первого и второго столбика?
3. Чем они различаются?
4. На что указывает мягкий знак?

3 группа
1. Определите род существительных первого и второго столбика.
2. Чем отличаются существительные?
3. Что общего в звучании данных слов?
4. На что указывает мягкий знак?

Ответы детей.

— Давным-давно произошла эта история. Случилась она в Стране Слов в Королевстве Существительных с шипящими на конце (ш, ж, щ, ч). Эти слова захотели быть похожими на людей. Ведь мы можем по внешнему виду отличить мужчину от женщины. Захотели этого и существительные с шипящими на конце. Как сделать так, чтобы, не задавая вопроса, не подставляя слов он или она, можно было сразу же сказать, к какому роду относится слово — к мужскому или женскому?

Слова задумались. В это время мимо проходил мягкий знак. Вот и попросили его существительные с шипящими на конце помочь им советом. И мягкий знак нашел выход: он решил встать на конце существительных жен — ского рода с шипящими на конце, а к существительным мужского рода с ши- пящими на конце и близко не подходить. С тех пор, только посмотрев на слово с шипящими на конце, можно сразу же сказать, какого оно рода — женского или мужского.

Вывод: мягкий знак указывает на женский род существительных с шипящим на конце.

— Итак, сформулируйте тему нашего урока «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих».

VII. Первичное закрепление

А) Работа по учебнику

— Прочитайте правило на стр. 110

Существительные с шипящими на конце

Женский род                                Мужской род
ь пишется                                    ь не пишется

VIII. Физминутка

Сидел со мной рядом за партой сосед.
Закрыл я глаза — и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти!
Хотим, чтоб скорее учитель сказал:
«Давайте, ребята, откроем глаза!»

Б) Самостоятельная работа.

Вставь мягкий знак в слова, где он нужен.

Сторож… суш… брош… борщ…
Матч… доч… дрож… царевич…
Меч… дич… мыш… смерч…
Плащ… тиш… упряж… мяч…

— Поменяйтесь тетрадками и простым карандашом проверьте работу соседа, на полях поставьте оценку.

— А теперь проверьте работу по монитору компьютера(слайд 1). Верно ли, вы проверили и оценили работу?

В) Работа по учебнику.

1. Запиши имена существительные в единственном числе. Определи их род.упр.248 стр. 111 (работа у доски с объяснением).

2. упр.251 стр. 112. Допиши существительные с шипящими согласными на конце слова.

3. упр.255 стр. 113 (1-вариант выписывает существительные м.р, 2-вариант существительные ж.р)

Взаимопроверка

— Поднимите руку те, кто справился с заданиями без ошибок. Что вам помогло?

— У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднение?

Вывод: в каких существительных после шипящих будем писать мягкий знак?

IX. Итог урока. Рефлексия

— Мы с вами хорошо потрудились?

— Понравился ли вам урок?

— Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

— Какие задания выполняли с удовольствием?

— А есть ли задания, при выполнении которых у вас возникли затруднения?

X. Оценки

XI. Домашнее задание

Закрепить умение правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих при выполнении упр.249 Стр. 111

Категория: