Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка по теме: «Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Киченок Оксана Викторовна
учитель начальных классов
Пригородная средняя школа
г. Актобе

Урок русского языка | Фото с сайта  sufizm.org

4 класс

Цель: совершенствование умений в правописании окончаний прилагательных множественного числа через их сопоставление. Закрепить умения определять падеж имен прилагательных.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемый результат:

1.Формировать представление о необходимости проверки безударных окончаний имён прилагательных во множественном числе и способов их проверки в связи с несовпадением их произношения и написания. Научить правописанию окончаний прилагательных.

2. Развивать образное, ассоциативное, творческое мышление, устную, диалогическую речь, орфографическую зоркость, логику, множественно внимание. Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.

3. Воспитывать чувство ответственности за товарищей, умение подчиняться правилам группового общения, сотрудничества в работе, самоорганизацию, взаимопомощь.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки окончания прилагательных мн., ч. «каждый учит каждого» — слова на доске, опорные таблицы, зимняя картина (любого художника), картинки: коньки, лыжи, санки, кластер «Имя прилагательное»,

Дети работают в группах по шесть человек и в парах внутри группы.

1. Психологический настрой

Говорят хором слова. «Свет, свет, свет везде, свет во мне, свет в тебе. Тепло, тепло, тепло везде, тепло во мне, тепло в тебе. Любовь, любовь, любовь везде, любовь во мне, любовь в тебе.»

— Сегодня мы с вами будем работать под девизом: «Каждый учит каждого» и нам поможет оценочный лист, который лежит у вас на парте, с его помощью вы сможете оценить свою работу.

(Оценочные листы на парте у каждого ученика, слова «каждый учит каждого на доске)

2. Побуждение

— Какую часть речи мы с вами изучаем уже на протяжении нескольких уроков?

(Имя прилагательное)

Кластер «Имя прилагательное»

Проверим. Обмен заданиями. Допишите.

— Как определили падеж прилагательного? (ответы детей)

— Как вы думаете, всё ли мы с вами знаем об имени прилагательном или вы можете узнать ещё, что-то новое?

— Так ли это, вы скажете позже.

Поисковая задачка

Минутка чистописания: ие ые ых их ыми ими ому ему им ым

О чём напомнили эти сочетания? Какое из сочетаний может быть лишним?

Выделение темы и цели урока.

Сформулируйте тему урока.

— На какой вопрос должны ответить?

— Какие цели перед собой поставим?

3. Осмысление

Работа в группах:

— Подберите прилагательные во мн., ч., описывающие время года на картине.

— Подберите к ним синонимы.

— Просклоняйте эти прилагательные.

Самопроверка и самооценка

— Как проверить безударное окончание прилагательных? (ответы детей)

— Что нам помогает в том, чтобы мы не ошиблись в написании окончаний в этих словах? (вопрос)

— Сравните окончания. Сделайте вывод.

Работа по учебнику

— Игра «Эрудит» Упр. 249 (с объяснением у доски).

Развитие речи:

Работа в группах.

— Сейчас с помощью прилагательных

Тестирование

— А сейчас последнее задание, которое мы должны с вами выполнить и узнать всё ли вы запомнили и всему ли вы научились на уроке. Сейчас мы выполним небольшой тест, который покажет уровень ваших знаний полученных за урок. Возьмите складную карточку и ответьте на вопросы в ней.

(В столбце № 1 подчёркнуты правильные варианты ответов, но он закрыт. Столбик № 1, а выполняют учащиеся. Карточка свёрнута в три раза так, что дети не могут увидеть ответы прежде, чем не выполнят задание.)

№ 1
№ 1, а
1. Какие окончания у имён прилагательных женского рода?
а) -ой, -ый, -ий
б) -ая,-яя
в) -ое, -ее
1.Какие окончания у имён прилагательных женского рода?
а) -ой, -ый, -ий
б) -ая,-яя
в) -ое, -ее
2. Если имя прилагательное имеет окончание -ое, -ее, то какого оно рода?
а) мужского рода
б) женского рода
в) среднего рода
2. Если имя прилагательное имеет окончание -ое, -ее, то какого оно рода?
а) мужского рода
б) женского рода
в) среднего рода
3. В каких именах прилагательных нужно писать окончание -яя?
а) домашнее животное
б) домашняя работа
в) утреннее небо
г) синяя блузка
3. В каких именах прилагательных нужно писать окончание -яя?
а) домашн… животное
б) домашн… работа
в) утренн… небо
г) синя… блузка
4. Соедини окончания с именами прилагательными. 4. Соедини окончания с именами прилагательными.
-ее 1) горяч… молоко
-ая 2) горяч… лепёшка
-яя 3) син… блузка
4) зимн… утро

 

(выполняют самостоятельно)

— А теперь разверните и сверьте с образцом. Те кто выполнил всё, поставят себе 5, если есть одна ошибка — 4, две ошибки — 3. Я соберу карточки и посмотрю, насколько верно вы умеете оценивать себя.

— Поднимите руки те, кто получил 5. Молодцы!

6. Итог урока. Рефлексия

— Итак, ребята, действительно ли написание окончаний у прилагательных женского и среднего рода трудная орфограмма?

— Почему?

— Как можно проверить написание окончаний прилагательных в И.п. женского и среднего рода?

— Кто этому научился?

— Какой вид работы с товарищами вам понравился, в парах или всем вместе?

— Интересно работать в группах?

— Кто бы ещё хотел работать в группах?

Категория: