Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Урок русского языка: «Имя числительное. Обобщающий урок»

Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежьяя
 

Версия для печатиВерсия для печати

Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Михасёва Наталья Петровна

Урок № 7

Цель: обобщение и закрепление навыков по теме «Имя числительное»

Задачи: закрепить понятие числительного, его разрядов; закрепить умение склонять числительное, знать особенности склонения; закрепить орфографию числительных; закрепить особенности употребления собирательных числительных; продолжить формировать общеучебные навыки; воспитать уважение, любовь к областному центру — городу своего родного края.

Оборудование: карточки с текстом и грамматическими заданиями, слайды с видами г. Петропавловска, с рисунками детей, картой-схемой.

Ход урока:

1.Оргмомент, целевая установка

Сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя числительное», и мы проведём его как экскурсию по нашему областному центру г. Петропавловску. Экскурсии бывают разными, в том числе и виртуальными (воображаемыми), как раз такую мы и совершим.

2.«Экскурсия»

Наш областной центр стоит на реке Ишим.

Длина реки Ишим (слайд 2) от источника в горах Нияз (северо — восточная часть Сарыарки) до устья (г. Усть-Ишим на Иртыше) составляет 2 450 км, в том числе по Казахстану — 1 400 км. Река протекает по 6 областям. (слайд 3) Ишим — самый длинный в мире приток 2-го порядка. Площадь водосбора — 177 тыс.кв.км, в том числе по Казахстану — 113 тыс.кв.км. Среднегодовой сток реки — 2,5 куб.км. В реке водится 15 видов рыб. Ледостав на реке наступает во 2-ой половине ноября, продолжительность ледостава — 5 месяцев.

— Вы обратили внимание на большое количество числительных. Можно убедиться, что числительное — важная часть речи, несущая в себе информацию, без которой трудно обойтись.

— Найдите порядковые числительные.

— Назовите дробные числительные.

— Выпишите простые, сложные, составные числительные.

(ученик заполняет таблицу во флипчарте, остальные работают с карточками в тетрадях) СЛ-4

— Сделать синтаксический разбор выделенных предложений, определить роль числительных

— Какими членами предложения могут быть числительные?

2.1. Слово учителя: (слайд 5)

Г. Петропавловск — областной центр с 1936 г. Самый северный город Казахстана. Основан летом 1752 г.как военная крепость св. Петра. На 1 декабря 2003 г.численность населения города составляла свыше 193 тыс.человек. Общий жилой фонд  —3 млн 800 тыс.кв.м. Промышленность представляют 174 предприятия, в Петропавловске действуют 174 предприятия, 110 малых строительных предприятий и 49 предприятий транспорта и связи. Обслуживаются 43 маршрута пассажиро-перевозок. В 1981 г.проложена кольцевая дорога длиной 30 км.

Задание:

— Просклоняйте числительное 1752.

— Напишите словами: 1936, 3 млн 800 тыс.

— Назовите в этих числительных орфограммы.

2.2 Слово учителя с показом слайдов 6–17:

В городе действуют два государственных вуза и несколько частных высших учебных заведений. Работает 49 общеобразовательных школ, 2 музыкальные школы, 5 спортивных, 3 профессионально-технических лицея, 5 средних специальных учебных заведений — колледжей.

В здравоохранении действуют 12 больничных учреждений и 10 поликлиник. 3 театра, филармония, 3 музея, кинотеатр, 4 библиотеки.

В Петропавловске 4 стадиона, 304 спортивных сооружения. По основным видам спорта созданы 17 спортивных федераций.

В городе выходят 3 областные и городские газеты, 14 рекламных изданий на 2-х языках. Работают 3 телерадиокомпании.

2.3.Задание:

— Назовите виды количественных числительных.

— С какими существительными сочетаются собирательные числительные? (ученики работают с карточками)

Карточка: Пят… мальчиков и чет… девочки решали, как провести каникулы. Дв… мальчиков пойдут в бассейн, тр… будут играть в хоккей. Дв…девочки будут ухаживать за тр. котятами, оставшиеся дв… просидят тр… суток у постели больной бабушки.

2.4. Карта

Давайте посмотрим на карту-схему города (слайд18). В городе насчитывается 229 улиц, проспектов и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные (слайд-19).

— Какая особенность сочетания числительного с названиях улиц «8 марта» и «9 января»*?

2.5. «Город будущего»

Мы посмотрели, какое лицо было у старого города, знаем его сегодняшний облик, у каждого есть любимое место в городе. (слайды 20-22)

Это задание мы с вами сделали вместе. (слайды23-24) Вы видите свои рисунки, на которых вы показали наш областной центр через несколько лет.

Мы увидим в ближайшем будущем красивый город, размер которого удвоился за последние годы. Белоснежные пятнадцатиэтажные здания возвышаются среди парков, скверов и садов. Зелёные насаждения занимают площадь втрое больше прежнего. Удвоилось количество жителей в красивом и чистом городе.

— Назовите слова со значением числа. СЛ-25

— Словами каких частей речи они являются? Чем такие слова отличаются от числительных?

3. Вопросы для самоконтроля СЛ-26:

— Какая часть речи называется числительным? Какие разряды имеют числительные?

— Какие морфологические и синтаксические признаки имеют числительные?

— Какие числительные называются простыми? Составными? Сложными?

— Какие числительные называются собирательными? Дробными? Целыми?

— Какие числительные называются порядковыми? Какие особенности согласования их с существительными?

— Когда пишется Ь в середине и в конце имён числительных?

— Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительные 3 склонения.

— В каких числительных только 2 формы окончания?

— В чём особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?

— Как склоняются составные количественные числительные?

4. Итоги урока

5. Дом.задание:

Составить игру «Эрудит» о г. Петропавловске, по примеру упр.743

___________

  • — до решения ономастической комиссии
Категория: