Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-путешествие «Новогодняя сказка»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Дудник Наталия Александровна, учитель начальных классов, КГУ «Приишимская средняя школа», село Разгульное, район Г. Мусрепова, СКО

Урок-путешествие «Новогодняя сказка»

Решение текстовых задач. Закрепление изученного материала.

Интеграция с предметом: ознакомление с окружающим миром.

Цели урока:

  • закреплять знания состава чисел, формировать умение сравнивать их;
  • откорректировать представление детей о форме, размере, цвете геометрических фигур;
  • способствовать развитию логического и математического мышления, памяти, внимания, воображения, пространственного представления;
  • тренировать навыки решения примеров на сложение и вычитание, составления, решения и анализа задач;
  • формировать познавательную активность, прививать стремление к знаниям.

Оборудование: изображения ели и геометрических фигур, «геометрические» снежинки.

(Перед этим уроком ученики пишут письмо Деду Морозу, заказывают подарки, но только скромные. На уроке дед Мороз приходит с подарками, которые родители заранее приготовили детям. Желательно всем одинаковые: шоколадки, киндер-сюрпризы, игрушки и т. д.)

Ход урока

1. Организационный момент

— Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. Что это за путешествие, вы узнаете, когда сможете прочитать зашифрованные слова.

— Перед какими праздником в каждой семье стремятся красиво украсить ель?

— А можно ли в лесу срубать любую елку?

— Для новогодних праздниках в лесных питомниках специально выращивают несколько лет елочки, а затем одни из них срубают зимой, а весной на этом месте сажают другие елочки, которые через несколько лет срубят для праздника. Таким образом, не нарушается старинный русский обычай встречать новый год с елкой и не истреблять бездумно хвойный лес.

— Сегодня мы отправимся в новогоднее путешествие по сказке.

2. Актуализация знаний

(На магнитной доске прикреплен вырезанный по контуру рисунок ели, а под ним в беспорядке прикреплены шары, звезды, на них написаны выражения, которые будут даны чуть ниже)

— Посмотрите на нашу елки. (Далее дети читают по несколько стихотворных строк)

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Р. Кудашева

— Но что это такое? Все ребусы рассыпались. Это Баба-Яга нам бусы порвала! Помогите, ребята, собрать их до прихода Деда Мороза.

10–6=…   8–5=…   9–4=…   7–5=…   5–4=…
4+5=…    5+3=…   6+2=…   6+3=…   7+2=…

— Молодцы, ребята, елка вновь украшена.

(Раздается стук в дверь и кто-то подбрасывает в класс снежинки. Снежинки вырезаны в форме треугольников, квадратов, овалов, прямоугольников, а еще одни из них 10 см на 10 см, а другие 5 см на 5 см; среди каждого вида геометрических фигур есть красные, белые, желтые, голубые.)

— Ребята, давайте соберем снежинки и украсим ими елку. Но возьмите только по одной снежинке.

— Покажите их друг другу. Что интересного вы заметили?

— На какие группы наши снежинки могут разделиться? (по форме)

— Разлетитесь, снежинки, по форме: треугольники — к двери, овалы — к окну, квадраты — к среднему ряду, прямоугольники — в конец класса.

— Как вы еще можете их разделить? (по цвету)

— Разделите их по цвету.

— Как вы еще можете их разделить? (по размеру)

— Разделите их по размеру.

— Прикрепите снежинки вокруг нашей елочки. (магнитов должно хватить всем)

— Какую фигуру мы называем квадратом? (фигуру, у которой все стороны равны и углы при наложении друг на друга совпадают)

— По каким признакам узнаем прямоугольник? (у прямоугольников углы при складывании фигуры совпадают. А противолежащие стороны равны.)

— Какую фигуру называем треугольником?

— В рабочей тетради из треугольников и квадратов, кругов нарисуйте новогодние бусы для Снегурочки, но чтобы можно было установить последовательность. (Дети работают фломастерами на клетчатой бумаге. Затем несколько работ выставить на доске.)

— Вы выполняли одно задание, но почему у вас получилось различные последовательности? (Каждый думал и работал самостоятельно)

(В класс входит Снегурочка — старшеклассница.)

Снегурочка. Ребята, я принесла вам телеграмму от Деда Мороза: «ДОРОГИЕ МАЛЫШИ ЗПТ У МЕНЯ МЕШОК ПОДАРКОВ ДЛЯ ВАС ТЧК, НО ВРЕДНАЯ БАБА-ЯГА ЗАПУТАЛА ДОРОГУ К ВАМ ТЧК МНЕ НУЖНА ЧЕТНАЯ ДОРОГА ЗПТ, А ОНА ПЕРЕПУТАЛА ВСЕ УКАЗАТЕЛИ ТЧК СООБЩИТЕ ПО СОТОВОМУ ТЕЛЕФОНУ ЗПТ ОТ КАКОГО СТОЛБА К КАКОМУ Я ДОЛЖЕН ПЕРЕБИРАТЬСЯ ЗПТ ЧТОБЫ ДОЙТИ ДО ВАС».

(Дети считают хором парами: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.)

— Пока Дед мороз добирается до нас, мы уделим внимание Лесовичку, который сердится, что у него унесли без спросу из леса елку. Он вас простит, если вы отгадаете его загадку.

Если мы росли на еле,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… (шишек)

— Он просит шишки расставить по порядку. Найдя значения выражений, которые есть на шишках, вы узнаете номер шишки.

5+…=10   3+…=9   2+…=6    4+…=9
9-…=4      8-…=3    7-…=5     9-…=6

3. Постановка темы урока

— Для того чтобы нам было не скучно ждать Деда Мороза, снегурочка приготовила вам интересные задачи. Повторив их решения, мы сможем достойно заслужить подарки.

Говорят, под Новый год, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
Могут даже у ребят сбываться все желания,
Нужно только у ребят максимум внимания.

4. Работа по теме урока

— Снегурочка предлагает решить задачи. (Работа по учебнику в соответствии с прохождением программного материала.)

5. Физкультминутка

Месяц пыль о тучи вытер,
Засветился рожками.
Звезды будто накопытил
Олененок ножками.
Звезды с месяцем шептались,
Хвастались обновами
И на землю осыпались
Снежинками новыми.
Р. Дерикот

6. Продолжение работы по теме урока

— Ребята, у нас в гостях Кот Ктофеевич. Он вас просит придумать загадки про котят, но чтобы они отличались друг от друга вопросом или условием. (На наборное полотно учитель выставляет изображения 3 черных и 7 коричневых котят. Дети составляет различные виды задач по одним и тем же предметным картинкам. Эта работа должна вестись с первых дней обучения детей в школе, т. к. этот вид работы способствует развитию мышления, внимания, учит анализировать и сопоставлять, развивает речь.)

1. У домика резвились 3 черных котенка и 7 коричневых. Сколько всего котят?
2. На сколько меньше черных котят, чем коричневых?
3. На сколько больше коричневых котят, чем черных?
4. У домика 3 черных котенка. А коричневых на 4 больше. Сколько коричневых котят?
5. У домика 7 коричневых котят, а черных на 4 меньше. Сколько черных котят?
6. У домика 3 черных котенка, и это на 4 меньше, чем коричневых. Сколько коричневых котят?
7. У домика 7 коричневых котят, и это на 4 больше, чем черных. Сколько черных котят?
8. У домика 10 котят. 3 из них было черное, а остальные коричневые. Сколько было коричневых котят?
9. У домика было 10 котят. Из них 7 коричневых, а остальные черные. Сколько черных котят?

— У кого из вас дома есть котята?

— Как вы за ними ухаживаете?

— Как нужно относиться к нашим меньшим друзьям?

7. Физкультминутка

8. Продолжение работы по теме урока

У оленя дом большой, он глядел в свое окно.
Зайка по лесу бежал, в дверь к оленю постучал:
— Тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой.
— Зайка, зайка, забеги, лапку подавай!

(Раздается стук в дверь класса, вбегает зайка и просит спасите его от волка.)

Зайка. Ребята, помогите, быстрее выполните задание, а то прибежит волк и заберет меня! Я вам раздам конверты, в них фигурки, на которые разрезан танграм. Сложите из них новогоднюю свечу и волк будет доволен. А работать нужно в парах.

Снегурочка. Ребята! Дедушка Мороз уже у дверей школы. Какими вежливыми словами вы его встретите?

— Как нужно правильно принимать подарки?

— Какими словами нужно выражать благодарность?

— Предлагаю вам спеть новогоднюю песенку. (Подыгрывает учитель музыки или используется фонограмма.)

(В класс входит Дед Мороз — старшеклассник в сценическом костюме)

Дед мороз. С Новым годом я вас поздравляю. Успехов и здоровья желаю. Пусть новый год будет счастливым. А вы растите умными, вежливыми. А сейчас получите подарки.

9. Рефлексия. Итог урока

— Что успели на уроке повторить?

— Почему елочка оказалась красиво украшена?

— Чего вы ожидаете от нового года?

— Сегодня у вас был самый последний урок в уходящем году. Впереди у вас много еще уроков, а этот канул в прошлое. Для вас он стал историей. Я надеюсь, что вы этот урок будете вспоминать с удовольствием.

Категория: