Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок познания мира «Как зимуют птицы»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ищанова Галия Жакеновна учитель начальных классов педстаж 30 лет, высшая категория Школа-лицей № 59 г. Астана

Ищанова Галия Жакеновна

1 класс

Задачи:

1. Познакомить с зимующими птицами, дать возможность сравнить домашних и диких птиц, показать влияние живой и неживой природы на их жизнь.
2. Развивать мышление, связную речь, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать бережное отношение к живой природе, любовь к родному краю.

Оборудование: мультимедийная презентация, «Красная книга», таблица «Корм для птиц».

Организационный момент

Психологический настрой (тихо звучит музыка):

Я очень хороший
Послушный, пригожий
Я мамой любимый
И всеми хранимый.

Сообщение темы: Посмотрев на слайды скажите о ком будем говорить? (слайд) Назовите каких птиц вы знаете?

Индивидуальная работа у доски:

1) Соедините месяцы с временами года:
                                     май
Зима                             сентябрь
                                     июль
                                     ноябрь
Весна                            декабрь
                                     август
                                     апрель
Лето                              октябрь
                                     январь
Осень                           март
                                     февраль
                                     июнь

2) Продолжите предложения:
Капустница, комар, муха — это...
Аист, сорока, кукушка — это...
Мышь, лиса, белка — это...
Окунь, щука, лещ — это...

Проверка домашней работы (фронтальная работа)

Подчеркните названия домашних животных:

Собака корова заяц кот коза
Белка лиса овца рысь медведь

— Почему называются домашними?

— Какую пользу приносят человеку?

— Как называются эти животные: лиса, белка? Почему?

— Чем отличаются домашние животные от диких?

Муз. Физминутка

Изучение новой темы: (слайд) Соотнесите название птицы с местом обитания: Воробей, утка, синица, петушок, дятел, индюк, голубь, гусь, снегирь.
(Изображение домика изображение леса)

 

— На какие группы разделили птиц?

— Какую пользу приносят домашние птицы?

— Как вы думаете, каким птицам легче пережить зиму?

Почему одни птицы улетают от нас на зиму, а другие остаются. Отчего это зависит?

Обобщение учителя: С приходом осени корма для птиц становится всё меньше, пропадают насекомые, увядают растения, уменьшается количество плодов и ягод, семян, замерзают реки и озёра. Некоторые птицы боятся холодов, морозов, поэтому они покидают эти места. Птицы, которые улетают называются перелётные, а те которые остаются осёдлые или зимующие.

Отгадайте загадки:

1. Трещала с самого утра Тра- р -р-ра! Пор-р-ра!
(слайды) А что пора? Такая с ней морока. Когда трещит...

2. Стойкий, стужам неподвластный,
Песней славит он зарю.
Знать недаром галстук красный
Дан с рожденья...

3. Носит серенький жилет
Но у крыльев —чёрный цвет
Видишь, кружат двадцать пар:
И кричат карр! карр! Карр!

4.Чьи малыши в лесной глуши
В холод лютый раздеты, разуты?

 — Каких ещё зимующих птиц знаете?

(Слайд) В наших лесах обитают удивительные птицы. Послушайте голоса птиц. Почему мы называем удивительные, узнаете посмотрев сценку «Дятел и клест»

Сообщение 1 ученика ( слайд): Зимой много еловых и сосновых шишек, поэтому клесты выводят птенцов зимой. Всего интереснее у них клюв — крестом. Родятся клесты с прямыми клювами как у всех. Но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки клюв меняется.

Сообщение 2 ученика (слайд): Название этой птички синица. Возникло в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску. Её можно встретить и в деревне и в городе. Летом она не видна. Весит 20 граммов, длина 15 см. За лето выводит до 15 птенцов. Съедает столько, сколько весит сама.

Муз. Физминутка

Рассказ учителя: Все птицы — друзья человека и заслуживают самого заботливого отношения к себе. Зимующие птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в самые зимние дни.

— Что для птиц страшнее: холод или голод? Что защищает птиц от холода?

— Какую помощь мы можем оказать птицам?

Стихотворение:
Покормите птиц зимой                         А ведь в нашем сердце есть
Пусть со всех концов                          и для них тепло.
К вам слетятся, как домой,                 Приучите птиц в мороз
Стайки на крыльцо                              К своему окну,
Сколько гибнет их не счесть,              Чтоб без песен не пришлось
Видеть тяжело                                    Нам встречать весну!

Работа по таблице (слайд) «Корм для птиц»

Семена

Подсолнечника                   овса
все птицы                           овсянка
Пшено, просо                     тыквы, дыни, кабачков, арбуза
воробьи, синицы                 синица, поползень
Кедровые орешки               ягоды рябины, калины
дятлы, поползни                 свиристели, снегири
                        Сало, мясо
                  Очень любят синицы.
Сало несолёное, от солёного у птиц болят животы.

Обобщение: В заключении хочу познакомить с «Красной книгой». Эта книга о животных и растениях, которым грозит опасность исчезновения. Много разных птиц и животных истребили люди, немало исчезло и растений. Люди поняли, если не помочь природе, то они вообще исчезнут с лица земли. Чтобы не случилось этого учёные создали «Красную книгу». Давайте же мы с вами будем охранять и беречь природу!

Рефлексия

Домашнее задание:

1. Рисунок на тему: Птицы — наши друзья.
2. Желающие изготовить кормушки для птиц.

Категория: