IV Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок по самопознанию «Радость творчества»

 

Средняя школа № 7, учитель: Барышева И.С.
«Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь»

Н. Рерих — художник, философ

Рекомендации учителю: заключительные уроки желательно провести одним блоком, чтобы избежать разрыва целостности эмоционального восприятия материала.

Цель: раскрывать значение творчества в процессе самопознания.

Задачи:

  • учить воспринимать прекрасное в мире, как истинное содержание жизни;
  • привить детям желание и интерес к выполнению различным видам творческой деятельности;
  • воспитывать созидательную активность учащихся.

Цитата урока: учитель обращает внимание на цитату урока «Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь» Н. Рерих — художник, философ.

— Согласны ли вы с этим выражением?

— Вспомните, какие чувства вы испытывает, когда у вас что-то хорошо получается?

— Можно ли назвать творчеством приготовление вкусного обеда? (ответы учащихся)

— Творчество — это выражение собственных мыслей и чувств через различные виды деятельности.

Круг радости:

—  Я приглашаю вас в круг радости. (Каждому ребенку вручается карточка, на которой написано начало фразы которую нужно домыслить.)

Учитель предлагает детям закончить предложения:

  • когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую…
  • солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне…
  • облака сегодня такие пушистые и нежные, будто…
  • я иду по земле, и мне кажется…
  • я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как…
  • когда учитель хвалит меня, то я чувствую…
  • этот цветок так благоухает, что…
  • это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется…
  • капли дождя на стекле, словно…

Беседа

Мы убедились — доброе неразрывно связано с красотой. Эта глубокая связь хорошего и красивого проявляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина. Прекрасны умная мысль человека, его дела, благородные поступки. И, конечно ж, прекрасным мы называем человека — умного, доброго, благородного, способного творить чудеса. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский).

Рассказ учителя: Сказка о художнике

Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы, небеса, во всём он видел красоту, и все любили его картины. Художник часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три, но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был крохотный цветок, порой — восходящее солнце. «Ах! Как красиво!», — говорили люди. Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся, глаза его не сияли, и он ни чего не писал. Он забросил краски и кисти. Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова уходил, но в душе его не было покоя.

— Что ты ищешь? — спрашивали его люди.

— Я ищу красоту, — отвечал художник. — Я хочу нарисовать всю красоту мира сразу.

Люди качали головами и отходили. А художник всё искал и искал. Однажды ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул прямо на траве. Во сне он увидел величественную женщину в зелёных одеждах. Сама Природа явилась к нему. Как поэма прозвучали в вышине её слова:

— Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе красоту, как осколок зеркала может отразить в себе всё небо. Нужно только видеть.

Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за время странствий. Люди смотрели и говорили: « Ах, как красиво!» И мир открывался им новыми гранями.

— Что необходимо, чтобы увидеть красоту?

— Как вы понимаете выражение «Мир открылся новыми гранями?» (ответы учащихся)

— Цель творчества — раскрывать свои способности. Каждый человек талантлив. Занятие любимым делом помогает человеку обрести веру в свои силы.

Творческая деятельность

Сегодня на уроке мы будем творить. Напишите, что необычного, интересного и важного вы узнали на уроках самопознания. Помогли ли вам эти уроки изменить своё отношение или взгляд на некоторые вещи? Что вам больше всего запомнилось в этом году? Обо всём этом мы расскажем в коллаже.

    В своём коллаже покажите

    Всё, что только захотите:

    В рисунках или картинках,

    В письмах, комиксах, стихах,

    В схемах, ребусах, таблицах,

    В разных символах и лицах.

    Рисуйте о светлом!

    Пишите о добром!

    Коллаж должен быть ярким, весёлым и добрым!

Создание рисованного коллажа.

Рекомендации учителю: сбор информации и материал для коллажа готовят заранее. Дети делятся на группы по желанию (по 3 чел). Каждая группа получает примерную тематику своего кадра. Темы можно изменить по желанию. Сделать заготовки для коллажа — прямоугольные листы ватмана размер А-3.

  • Мир моими глазами.
  • Радость самопознания
  • Законы доброты.
  • Учимся общению.
  • Чудеса природы
  • Мой родной край.
  • Пожелания друзьям.
  • Мои открытия.
  • Дарю людям радость

Презентация работ.

Беседа

Ребята, спасибо за такой замечательный коллаж, за ваш труд. Я знаю, что в ваших сердцах ещё сильнее разгорелись искорки любви и доброты, дружбы и уважения, красоты и гармонии. Мир вокруг тебя стал ещё понятнее и интереснее, добрее и красивее. В течение целого учебного года на уроках самопознания ты знакомился с добрыми и прекрасными произведениями, с мыслями, характерами и действиями разных людей. Я уверена, что теперь ты сможешь сам разобраться в этом огромном и очень интересном мире человеческих взаимоотношений и духовных ценностей. Дари тепло своего сердца всему, что тебя окружает, уважает и любит. Пусть свет и тепло твоей души ярко освещает твою жизнь и жизнь других людей, которые с тобой рядом. Люби людей.

    Желаю вам цвести, расти,

    Копить, крепить здоровье.

    Оно для дальнего пути —

    Главнейшее условье.

    Пусть каждый день и каждый час

    Вам новое добудет.

    Пусть добрым будет ум у вас,

    А сердце умным будет.

    Вам от души желаю я,

    Друзья, всего хорошего.

    А всё хорошее, друзья,

    Даётся нам недёшево.

    С. Маршак

Круг от сердца к сердцу

    Спасибо всем живущим рядом

    За ваши радостные взгляды.

    Спасибо взрослым,

    Спасибо детям.

    Спасибо людям на планете!

    Бреславская А.

Исполнение песни «Дорогою добра»

    Спроси у жизни строгой:

    Какой идти дорогой,

    Куда по свету белому отправиться с утра?
      Иди за солнцем следом,

      Хоть этот путь неведом.

      Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра!
    Забудь свои заботы,

    Падения и взлёты.

    Не хнычь, когда судьба ведёт

    Себя, не как сестра.
      Но если с другом худо,

      Не уповай на чудо,

      Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
    Ах, сколько будет разных

    Сомнений и соблазнов.

    Не забывай, что эта жизнь — не детская игра.
      Ты прочь гони соблазны,

      Усвой закон негласный:

      Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра.
Категория: