Урок по самопознанию «Найти себя в мире профессий»
Швец Анастасия Геннадьевна |
11 класс
Цель: Выявление учащимися своей профессиональной направленности.
Задачи:
Образовательная: Познакомить с особенностями некоторых профессий.
Образовательная: Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии.
Развивающая: Подготовить учащихся к выбору будущей профессии.
Формирующая: Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии.
Тип урока: комбинированный.
Методы: беседа, диалог, работа в группах, игра,
Оборудование:
- ручки,
- листочки,
- слайды с заданиями,
- презентация «В мире профессий»,
- наглядный материал для групп,
- учебник.
План урока
- Вступительное слово учителя.
- Повторение.
- Чтение.
- Диалог.
- Характеристика выбранной профессии.
- Игра.
- Заключительная часть.
Ход урока
Оргмомент
Приветствие, проверка наличия учащихся, проверка наличия принадлежностей для проведения занятия.
Основная часть
Эпиграф: «Мало найти себе надежный источник пропитания, хотя этому поиску многие безуспешно посвящают всю свою жизнь. Самое главное — найти своё высшее, особое предназначение, а это так непросто, так непросто…» (Б. Кригер)
Учитель: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Каждый ли из вас может ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?». А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.
Учитель: В прошлом году мы с вами делали
1.
2.
3.
4.
5.
Учитель: Давайте вспомним, к какому типу деятельности относитесь вы. (Ответы учеников)
Вот приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у
Учитель: Но кроме способностей, что, же ещё необходимо учитывать? (Ответы детей)
- свои интересы;
- призвание;
- здоровье;
- талант;
- престижность.
Учитель: А ведь, сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом:
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество — хорошо, а исполнительность — плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном,
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 49. Давайте ознакомимся с учебной информацией о том, кто помогает и мешает выбрать профессию. Затем ответим на вопросы и обсудим прочитанное.
Учитель: — Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии? С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя? (высказывания учащихся)
— Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?
(— думаю, играет огромную роль, ведь от твоего морального удовлетворения своей работой зависит многое: здоровье, эмоциональное состояние, твое материальное состояние;
(— моя мама в молодости выучилась на медсестру по совету родителей, но так и не смогла работать по специальности,
(—
— Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи? (Высказывания учащихся)
— Нужен ли в школьной программе курс профориентации? (Высказывания учащихся)
— Ребята, поделитесь своими личными и профессиональными планами на будущее. (Ответы детей)
— Как вы думаете, какие школьные предметы помогают нам определиться с будущей профессией? (Ответы детей)
— Какие факторы влияют на выбор профессии? (Ответы детей)
— В каких учебных заведениях можно получить выбранную вами специальность? (Ответы детей)
— Назовите необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии? (Ответы детей)
— Имеются ли медицинские противопоказания в выбранной вами профессии? (Ответы детей)
Учитель: Давайте сейчас проанализируем профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
9. Где можно её получить?
(После того как учащиеся ответили на вопросы, некоторые зачитывают получившиеся результаты и высказывают свою точку зрения).
Учитель: Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые,
Игра «Самая-самая»
Участники делятся на 3 команды.
Участникам предлагаются следующие характеристики:
1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
3. самая волосатая (парикмахер)
4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
6. самая смешная (клоун)
7. самая умная (учёный, профессор)
8. самая белая (врач)
9. самая зубастая (стоматолог)
10. самая начитанная (библиотекарь)
11. самая высокая (
12. самая быстрая (гонщик)
13. самая техническая (
14. самая свободная (художник)
15. самая смелая (милиционер)
16. самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель,
17. самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)
Каждая команда дает свои варианты ответов.
Игра «Профессия на букву»
Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.
М: менеджер, массажист, мультипликатор, машинист, маркетолог, мерчендайзер, медсестра, маляр, маникюрша, метеоролог, механик, микробиолог, милиционер, модельер, монтажник, музыкант, музеолог.
О: оператор, оптик, облицовщик, официант, офицер, охранник, оценщик, офтальмолог, обозреватель, овощевод, озеленитель, океанолог, организатор, оформитель,
Р: рабочий, радиоведущий, радиомонтажник, радиотехник, регистратор, редактор, режиссер, рекламный агент, репортер, реставратор.
Ч: чабан, часовщик, чаевод, чертёжник, чеканщик, чистильщик.
Ц: цветовод, церковнослужитель, цитолог.
Я: ядерщик, языковед, ямщик.
Заключительная часть
Ребята, в заключении я хочу сказать вам, что профессий в мире очень много. Важно, чтобы из всего этого многообразия вы выбрали правильное решение.
Каждая профессия полезна, нужна, уважаема. А я хочу закончить наше занятие стихотворением, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать:
Желаю вам такой профессии,
Чтоб на всю жизнь с ней оставаться,
Чтоб быстро по служебной лестнице
Могли вы смело подниматься,
Желаю вам коллег порядочных,
Начальства умного и справедливого,
Чтоб на работу вы бежали с радостью,
А своим творчеством делились искренне.
Литература
- Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.:
АСТ-ПРЕСС ,Южно-Уральское книжное издательство, 1999. - Климов Е.А. «Типы профессий и их классификация»
- Пряжников Н. С. Игровыеx профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Пряжников xН. С. Ценностноx-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
- Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся
9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999. - Шевандрин xН. И. Психодиагностикаx, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.
- Самопознание. Учебник для 11 класса общеобразовательных школ.
Л. А. Саинова ,Е. М. Лосева ,А. Б. Сапарбаева ,Н. И. Харькова ,Г. И. Калиева ./ Алматы. ННПООЦ «Ббек», 2010.
- 20961 просмотр