Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по грамоте в 1 классе «Знакомство с буквой Д и согласными звуками [д], [д']»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Циммерман Елена Леонидовна учитель начальных классов 1 квалификационная категория Новоишимская средняя школа № 1 район им. Габита Мусрепова СКО

Циммерман Елена Леонидовна

Цель: познакомить со звуками [д], [д'], буквами Д, д.

Задачи:

  • формировать умения выделять и определять место звука в слове, характеризовать звуки [д], [д’] с позиции «твёрдости — мягкости, звонкости — глухости»;
  • развивать фонематический слух, речь, навыки слогового чтения, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
  • расширять словарный запас детей;
  • формировать навык чтения слов, предложений, текста с изученными буквами;
  • воспитывать прилежание, любознательность в процессе учения, познавательную активность;
  • развивать коммуникативные умения и навыки, умение работать в паре;
  • воспитывать нравственные понятия: отзывчивость, доброта, ответственность за свои поступки, внимательное отношение к близким.

Ход урока:

1. Орг.момент. Психологический настрой

Школьный прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем
Будем мы читать, писать
Главное здесь не лениться
Наши гости посмотрят сейчас,
Как ребята умеют трудиться.

— Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся, надо выполнить задание. Прочитайте слова на доске. (Озеро, Океан, Море, Река, Пруд)

— Это водоемы. Прочитайте 2 слово — ОКЕАН. Мы отправимся в путешествие по океану. Нам нужно выполнить много заданий, чтобы приплыть к намеченной цели. И так в путь. (смотрим 1 отрывок из мультфильма «В поисках Немо»)

— Марлин с королевской рыбой Дори отправляются на поиски Немо. Дори хоть и страдает от того, что почти ничего не помнит, но добрее ее не отыскать во всем безбрежном океане. Вот и мы выполняя задания за заданием тоже примем участие в поиске непослушного сына Марлина Немо.

— Задание № 1 отгадайте загадку:

Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (Слайд№ 2 Рыба)

— Вот эту рыбку Немо мы будем сегодня спасать. Вы должны ответить на мои вопросы.

а) Звуко-буквенный анализ слова — рыба.
РЫБА — 2слога, 4 бук., 4 зв.
Р — твердый, звонкий,
Ы — гласный
Б — твердый, звонкий,
А — гласный
б) Задание № 2 «Буква потерялась».

(Н.ГА, М.РЯ, СТ…ЛЫ, С.СНА, Г. РА — дети объясняют какая гласная потерялась, при этом изменяя слово)

2. Фонетическая зарядка. ( СлайдСлайд № 3 Море)

Звучит аудиозапись «Музыка моря»

— Сейчас мы с вами побываем на берегу океана. Закройте глазки. Представьте, что мы подошли к берегу океана. Чудесный летний день, небо голубое, солнце теплое. Мы слушаем приятный плеск волн, крик чаек. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Дышим легко и спокойно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется работать и узнавать новое. Открыли глаза.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Море шумит — ш-ш-ш,
Чайки кричат — а-а-а,
Ветер воет- у-у-у.

3. Введение нового материала

(Смотрим отрывок № 2 из мультфильма. Наши друзья попали в зубы акулы)

— Чтобы наших друзей не съела акула мы должны выполнить следующие задания.

1. Слов на свете очень много
Слов полно вокруг:
Дом, долина, день, дорога,
Доброта, доверье, друг.

— Что заметили? (слова на букву Д)

— Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за звук.

2. Работа в парах.

Раскрасить схемы слов дубы, диван.(пропись с.36)

3. Проверка.

— Сколько слогов в слове дубы? Диван?

— Как вы закрасили первые звуки в словах? Почему так?

— Так что вы можете сказать о звуках буквы Д.(он может быть твердым и мягким)

— В тетради закрасим домик буквы Дд.

4. Знакомство с буквой Дд.

— Посмотрите, как выглядит буква Дд.

а) Д — это домик аккуратный
С высокой крышею двускатной.
б) Этот домик — буква Д
В домике — окошко
Из трубы идет дымок,
А в окошке — кошка.

— Буква Д — пятая буква русского алфавита. Это согласный звук, раньше по-старославянски буква называлась «добро», что переводится на русский язык «добро». Добро — это все хорошее, светлое, уютный дом, дружная семья, дети — это тоже добро.

— А что означает слово доброта?

(Это качество человека щедрого, заботливого, умеющего любить, жалеть других, всегда готового прийти на помощь.)

— А вы можете назвать себя добрыми людьми? Какие добрые поступки вы совершали для других людей?

в)  физминутка «две руки»Физминутка «Две руки»

(смотрим следующий фрагмент из мультфильма, когда чайки хотят съесть Марлина и Дори)

5. Чтение слогов и слов с новой буквой

— Чтобы наших героев не съели чайки, мы должны прочитать слоги, слова с новой буквой.
Карточки со словами Д.ЖДИ, Д.МА, Д.СКА.(подчеркиваю опасные при письме места)

6. Физминутка для глаз. (аквариум с рыбками)

Физминутка для рук. (разминка пальчиков)

Письмо в прописи новой буквы и слогов.

Д-д; ду-ди; дом

7. Презентация (Слайд № 4 Черепахи)

— Продолжаем поиск дальше. Наши герои встретили добрых черепах, но они приготовили им следующее задание

Закрепление, чтение текста.

— Которое мы должны помочь выполнить. У вас на партах лежат рыбки с текстом. (У Нади и Димы папы — водолазы. Они работают под водой. Водолазы укрепили опоры моста. По мосту поедут поезда.)

1. чтение жужжащее;
2. чтение цепочкой;
3. выборочное чтение;
4. ответить на вопросы:

— Кем работают папы у Нади и Димы?

— Что они сделали?

— Что поедет по мосту?

— Как вы считаете легко ли быть водолазом?

(Профессия водолаз очень интересная, но и опасная. Водолазы очень дисциплинированные, дружные и ответственные люди. Они умеют жить по правилам.)

8. Пополнение словарного запаса

— Еще раз обратим внимание на слова, которые вы читали в начале урока (море, океан, озеро, река, пруд). Что связывает все эти слова? (вода)

Вода
Водопад
Водолаз
Водные
Подводные

— Слуху не доверяй, слово проверяй.(беседа о написании слова ВОДА)

9. Итог урока. Рефлексия

— С какой буквой познакомились на уроке?

— Расскажите все о букве Д

(Буква Д согласная, обозначает два звука: [д] — согласный, твердый звонкий и [д'] — согласный мягкий звонкий. На древнеславянском языке называлась «добро»).

— Кто считает, что мы хорошо потрудились на уроке — похлопайте в ладоши.

— Наше путешествие подошло к концу. Прочитаем пословицу «ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

— Объясните как вы понимаете эту пословицу.

За помощь на уроке каждый ученик получает медальку с изображением рыбки.

Категория: