Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок по дирижированию: «Постижение профессиональных навыков и умений, овладение художественно-образными возможностями»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Идрисова Светлана Григорьевна, заведующая ПЦК дирижерско-хорового отделения, первая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета», город Караганда

Идрисова Светлана Григорьевна

«Даже если вы знаете,
что дирижировать очень трудно,
надо дожить до семидесяти лет,
чтобы осознать, насколько это трудно»
Р. Штраус

Предмет: Хоровое дирижирование.

Психолого-педагогическое обоснование: К данному уроку обучающийся обладает навыками и приёмами дирижерской техники, в соответствии c программным уровнем, умеет анализировать музыкальное произведение.

Содержательно-методическое обеспечение урока направлено на решение темы урока: «Постижение профессиональных навыков и умений, овладение художественно-выразительными возможностями в рамках урока „Хоровое дирижирование“».

Проблема данного урока: Без развития художественно-образного мышления возможно выразительное дирижирование?

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-углубление и закрепление полученных знаний.

Формы музыкально-педагогической деятельности: дирижирование, работа в упражнениях, анализ музыкального произведения.

Музыкальный материал: Сцена из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов», картина II.

Техническое обеспечение урока: компьютерная презентация, дирижерская палочка.

Проектируемый результат:

Базовый уровень: овладеть навыками образного мышления, необходимыми для выразительного дирижирования в работе с хоровым коллективом.

Повышенный уровень: овладеть дирижерской техникой, необходимой для работы с хоровым коллективом.

Методы: Объяснительно-иллюстративный; словесный; наглядный; практический; проблемно-поисковый; логический, метод анализа.

I Организационный момент (тема урока, эпиграф, цель, задачи).

Цель урока: Раскрыть художественную сущность произведения в процессе дирижирования.

Задачи:

Образовательные:  Приобретение и накопление знаний и умений, необходимых для последующей самостоятельной работы с хоровым коллективом.

Развивающие:

  • Развивать навык образного мышления, необходимого для выразительного дирижирования.
  • Развивать навык образно-слуховых представлений, необходимых для понимания «хорового звучания» партитуры.
  • Развивать навык передачи в дирижировании образной выразительности движения музыкальной фразы.
  • Развивать музыкальные способности.

Воспитательные:

  • Воспитание культурного музыканта, способного к самостоятельной работе.
  • Воспитание трудолюбия, чувства ответственности, дисциплинированности.

Ход урока

II Подготовительная часть

Вашему вниманию предлагается сцена (картина № 2) из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». (Слайд№ 1 Портрет М. Мусоргского).

Перед началом работы следует:

• дать небольшую характеристику творчества М. Мусоргского;
• кратко изложить историю создания оперы;
• содержание сцены, ее роль в опере.

(Опера Модеста Мусоргского в 4-х действиях с прологом (8 картин, во второй редакции 9).

Либретто композитора по одноименной трагедии А. С. Пушкина. Закончена опера в 1869 году, первая постановка в 1874.) По завершению оперы она была отклонена дирекцией театров, якобы потому что в ней отсутствовала женская роль. Так появился польский акт с Мариной Мнишек).

В выбранном историческом периоде Мусоргского привлекла возможность показать конфликт между народом и царем, представить народ в качестве главного действующего лица. Эпиграфом к опере стоят слова Мусоргского «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей — это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».

• Как назвал Мусоргский оперу? (Народной музыкальной драмой).

III Основная часть

1. Дирижирование 1 части сцены — оркестровое вступление и выход народа на площадь.

Цель: выявить основные образные характеристики 1 части сцены.

Какое событие происходит в начале сцены? (Кремлевская площадь, народ в ожидании коронации царя Бориса).

(Слайд № 2 Сцена из оперы).

Открывается сцена оркестровым вступлением, которое рисует шествие бояр в Успенский собор под зловещий, великий колокольный звон.

Какие интересные гармонии использует М. Мусоргский? (Достигается этот эффект звучания колокола благодаря, сочетанию двух аккордов — альтерированная субдоминанта в до мажора медной группой оркестра, которые и передают смутное время и напряженную ситуацию между властью и народом).

(Слайд № 3 звучит отрывок из оперы).

Какой темп? Темп — moderato, четверть = 92.

Есть разные способы работы в упражнениях. Отдельно от произведения, отработка приёмов под музыкальный аккомпанемент. Можно успешно применять упражнения в процессе работы над произведениями, для отработки того или иного приема дирижирования. Упражнение дает возможность быстрее приобрести навык и развить дирижерскую технику.

Для того, чтобы дифференцировать оркестр, «почувствовать» его я предлагаю воспользоваться дирижерской палочкой.

1.Упражнение (работа с дирижерской палочкой.)

Цель упражнения: Настроить дирижерский аппарат на работу, добиться четкой, ровной линии движения долевых взмахов в схеме.

 Движение руки с дирижерской палочкой:

• развивает пластику кисти (лучезапястный сустав);
• оберегает от неправильных кистевых движений;
• развивает навык звуковедения легато.

 Что изображают аккорды? (Удар колокола)

Движение половинными нотами. В дирижерской сетке должны оставаться четкими 1и 3 доли. Готовишь 3 долю внутритактовым ауфтактом.
Каким движением изобразишь удар колокола?

(Удар колокола не короткий, глубокий.)

  • Обратить внимание на кисть (объёмная, движения глубокие).
  • Далее появляются восьмые ноты, следует сократить амплитуду долевых взмахов и перейти на кистевое движение. Движение руки напоминает движение маятника.
  • Первая часть вступления заканчивается sforzando (внезапное форте) на восьмой ноте.
  • Движение кисти собранное, четкое с хорошей отдачей от точки.
  • Как дальше развивается сюжетная линия сцены?

 (Толпа по приказу Шуйского славит царя: торжественно, величественно он произносит свои слова.)

 (Меняется темп Allegro, и вступает хор, подхватывая торжественный характер).

Амплитуда движения долевых взмахов сокращается, акцент внимания дирижера на неполный ауфтакт (показывается коротко, остро) и снятие хора на 4 долю. Можно использовать прием повтора предыдущей доли в быстром темпе.

В какой форме написана сцена (Сцена написана в 3-х частной форме).

 1 и 3-я хоровые части имеют светлый, торжественный характер. Средняя часть (монолог Бориса) контрастирует с ними.(Слайд № схема сцены)

 Какой характер песни? (Лирический, в духе русской народной песни).

Меняется размер произведения на ¾, (звучит величальная песня «Уж как на небе солнцу красному с лава»).

Хор написан в характере русских величальных песен.

 Это подлинная мелодия или нет? (Мусоргский использовал русскую народную мелодию «Слава»).

 Русские композиторы с удовольствием использовали русские народные песни в операх, делали хоровые обработки.

 Темп Allegro moderato четверть = 108, следует сократить амплитуду движения. Хор вступает на 2 долю такта, дать четкий ауфтакт на первую долю.

Следует обратить внимание на движение фразы и выбрать опорные слова, характеризующие ее.

2. Упражнение.

Цель упражнения: Развивать навык передачи в дирижировании образной выразительности движения музыкальной фразы.

Для отработки и понимания опорных слов, попросить студента прохлопать или протопать фразу с нажимом на доли, отвечающие за фразировку. Этот прием помогает почувствовать ритмическую основу опорных слов, формирующих фразу.
Также этот прием хорош для передачи динамики (хлопать громко и тихо).

Следующий раздел сцены. Цифра 29

Какой полифонический прием использует Мусоргский? (Элементы имитации).

На что должен обратить внимание дирижер? (На четкий показ вступления хоровых партий).

Как композитор использует термальную окраску хоровых партий? (Тема сопрано и теноров сменяется темой альтов и басов).

Происходит смена размера, динамики. При смене размеров следует дирижировать первую долю следующего такта четко, выделяя ее.

3. Упражнение «Нажим». (Во время тактирования 2-х 3-х дольной схемы, совершаем нажим на 1 долю такта).

Цель упражнения: развить свободу движения долевых взмахов с разным мышечным напряжением.

Мусоргский противопоставляет два эмоциональных состояния. Какие? (Внешнюю радость, вынужденную и скрытое недовольство и тяготу жизни народа).

При показе динамики р следует применить мануальную технику (кистевое движение).

2. Дирижирование 2 части сцены — ариозо Бориса

Появляется Борис. Мажор сменяется одноименным минором. На сцене тишина.

Какими инструментами открывается ариозо Бориса. (Темой духовых инструментов. Погруженный в тягостные раздумья Борис начинает свой монолог. Тема состоит из небольших мотивов, написана в речитативной форме. Оркестровая и вокальная темы переплетаются между собой).

Мусоргский умело передает в небольших фразах, речитативах тонкие нюансы и интонации человеческой речи. Этот музыкальный контраст делает выход Бориса более значимым, рельефным. После ликования народа, тема царя звучит скорбно, сосредоточенно, лирично, проникновенно, предвещая драматический характер происходящего. (Слайд № 4 Портрет царя. Звучит отрывок из ариозо Бориса).

 Каким в этой сцене представлен Борис Годунов? (Его гнетут сомнения, зловещие предчувствия сковывают душу, трагизм присутствует в его образе.)

Слова № «Скорбит душа! Какой-то страх невольным, зловещим предчувствием сковал мне сердце» сочинены Мусоргским.

Почему происходят смятения в его душе? (Мусоргский через всю оперу проводит мысль, что незаконно завоеванная власть счастья не принесет ни царю, ни народу.)

Оркестровая тема открывается, неторопливым звучанием валторны, затем подключаются струнные, которые придают ариозо душевность и лиричность. В оркестре и в вокальной партии звучит оборот, замыкающий каждую фразу: ля бемоль-соль, передающий внутреннее состояние царя, щемящее чувство боли. Мажорное трезвучие на 5 ступени, звучащее в конце предложения придает просветленную торжественность.

На словах «О, праведник», когда царь обращается к богу, композитор использует восходящее движение на чистую кварту вверх, появляется в оркестре тремоло, которое характеризует состояние Бориса, его сомнения тревогу.

Борис Годунов обещает мудро и во «славе» править народом.

4. Дирижирование 3 части сцены — хор прославления Царя.

Происходит переход от исповеди Бориса к торжественному моменту коронования его на царствие.
Как меняется характер музыки? (в мелодии появляются призывные интонации. Торжественный, переходящий в ликование)

Более крупный по амплитуде движения жест (с царственным величием-указание в партитуре автора) и далее непосредственно наступает празднование народа и прославление царя. Повторяется хор «Уж как на небе солнцу красному слава». Он звучит дважды в сцене.

Финал оперы. На динамике f хор поет «Слава, слава».

Использованы свойственные для оперно-хорового творчества композитора многоголосие, дивизи хоровых партий, октавные унисоны.

Для того чтобы эти короткие мотивы «Слава, слава» получились яркими и торжественными поможет упражнение «Нажим» на разные доли такта в 3-х дольной сетке.

5. Заключительная часть.

Домашнее задание:

• Отработать упражнение «Нажим». (Тактирование 2-х,3-х,4-х дольной схемы с нажимом на разные доли такта).

Список использованной литературы

Русская Музыкальная Литература. Выпуск 2/ ред. Фрид Э. Л.-М: Ленинград «Музыка» 1984 г.
Гозенпуд, А. Опера Мусоргского «Борис Годунов». 2011 г.
https://www. classic-music. ru/godunov. html

Категория: