Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок обобщения знаний по теме: «Словосочетание» в 8 классе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бобик Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Мамлютская санаторная средняя школа-интернат» СКО Мамлютский район, город Мамлютка

Форма урока: урок-аукцион

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о словосочетании;
  • развивать диалогическую и монологическую речь; мышление учащихся путём организации нетрадиционного урока;
  • формировать и закреплять интерес учащихся к русскому языку как одному из основных учебных предметов.

Объединены 4 группы по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан, который определяет право выступления члена команды после предложенного задания.

На торг выставляется «Словосочетание» (определение, виды словосочетаний, виды связи слов в словосочетании, культура речи). Любую из этих «вещей» из области знаний по русского языка команда-участница сможет «купить», «заплатив» за неё знаниями.

Оборудование: 30 кружков, вырезанных из картона красного цвета, диаметр которых составляет 5 см (красные фишки); 30 кружков, вырезанных из картона зелёного цвета, диаметр которых составляет 5 см (зелёные фишки); карточка «Распредели части речи по колонкам»; карточка «Подчеркни синтаксические конструкции, которые являются словосочетанием», Найди и подчеркни синонимичные словосочетания«, чистые листы А-3, компьютер и проектор для просмотра электронной презентации.

План урока-аукциона

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Теоретические и практические задания и упражнения
3. Подведение итогов аукциона.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник!
Есть другие — как страшный, мучительный сон.

В. Троицкий

Ход урока

I. Психологический настрой: «Минутка приятных воспоминаний».

Вступительное слово учителя: Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чём-то очень хорошем и улыбнуться. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное — доброе начало.

Работа с эпиграфом

Учитель Как вы понимаете слова эпиграфа к уроку? (ответы учеников)

Учитель Мы можем ответить, какой у нас сегодня будет урок сейчас?

Сегодня у нас непростой урок, а урок-аукцион. Данный урок будет состоять из нескольких туров, то есть мини-аукционов. Победитель каждого из них (то есть тот, кто выполнит задание правильнее, точнее, образнее) получает красную фишку. Команда, в результате набравшая к концу урока большее количество таких красных кружков, объявляется победителем аукциона и получает право на хорошие оценки, и звание «Знатоки русского языка»

Но что же будет выставлено на продажу?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

А) Комментированное письмо. Учитель диктует

Статус, лингвист, олимпиада, веб-страница, общество, сайт, объединение, человек, единство, технология, адрес, нация, интернет, единица.

Учитель Подчеркните первую букву зелёным цветом. Какое слово получилось? Правильно, «словосочетание».

В) Целевая установка

Учитель: Чем мы будем заниматься на уроке?

Ученики отвечают: В ходе этого аукциона мы вспомним, повторим и обобщим всё, что мы узнали о словосочетании в 8 классе.

Учитель А что именно?(ученики отвечают)

Учитель На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда, в обмен на знания по русскому языку. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде. Я, ведущая аукциона, — магистр грамматических наук. (Учитель надевает шапочку магистра.)

С) Предварительный залог — задание.

Учитель Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка и молоточек) каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою «состоятельность» — способность участвовать в аукционе.

Блиц-опрос:

  1. Словосочетание изучает раздел языкознания «Синтаксис»? (Да)
  2. Словосочетание -это наименьшая синтаксическая единица? (нет)
  3. Словосочетание — синтаксическая единица? (да)
  4. Словосочетание служит для сообщения, вопроса или побуждения? (нет)

Учитель Итак, команды доказали свою «состоятельность» для участия в аукционе.

II. Открытие аукциона знаний

(Звучит удар гонга.) Теоретические задания Тур 1. «Кто точнее?» Работают над каждым предложенным вопросом все участники команды сообща, затем отвечают по очереди

Слайд № 1

Учитель: Кто точнее всех расскажет о том, что такое словосочетание, выполнив задание?

• Словосочетание —это ___________________, состоящая из__________________________________ слов, соединённых ____________связью.
• Согласование — это__________________, при котором зависимое слово ____________ с главным_______________________ или____________________.
• Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово находится при главном в определённом падеже с предлогом или без предлога — это_____________________.
• Примыкание это — _____________.

Тот из учеников, который точнее всех сформулировал определение приставки, получает красную фишку.

Тур 2. «Кто правильнее?» (Слайд № 2)

На доске заранее написаны схемы. Опираясь на них расскажи о словосочетании: Строение

Слайд №4

2) Расскажи о словосочетании по схеме, вместо пропуска вставь подходящую информацию к правилу

х
прилаг. + сущ. ( именное, согласование) ;
х
.... + сущ. ( глагольное..., )
х
Нареч. + ..... (наречное, ....,)

3) Заполни таблицу: распредели части речи по колонкам

согласовываются управляют примыкают
     

Части речи: причастия, деепричастия, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, существительные или местоимение в косвенном падеже, инфинитив. Слайд № 5

Тот из учеников, кто правильнее всех справился с заданием, получает красную фишку.

Тур 3. «Кто грамотнее?»

1.Установите соответствие (защита постера)

По своему желанию
Сделаю по-своему                            согласование
Опоздавший на поезд
Падающими листьями                       примыкание
Совершенно неважно                        управление
Ведущий к победе

Учитель раздаёт карточки с текстом

Задание:

2. Выписать из текста словосочетания с различными способами связи, указать главное и зависимое слово, обозначить грамматическую связь

На различных портал-сайтах можно быстро получить консультации и всевозможные справки, участвовать в дискуссионных клубах, лингвистических играх, интернет-олимпиадах, пройти дистанционное обучение и тестирование.

4) Составьте текст-мозаику. Какую связь слов нужно восстановить, чтобы получился текст?

1. Сенсация, археология, в!

2. В, знаменитые, царские, курганы, Чиликтинская долина, найти, третий, «Золотой человек».

3. Первый, «Золотой человек», быть, из, Иссыкский, курган. 

4. Второй, быть, обнаружить, в, сарматский, захоронение, Атыраусская, область.

Слайд № 5

5) Подчеркните синтаксические конструкции, которые являются словосочетаниями. (раздаются карточки, команды знакомятся с заданием, выполняют в карточке, защищают ответы)

Солнечные день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, тянуть канитель, открывая дверь, выбраться в гости, урок окончен, бить баклуши, стакан молока, более важный, идти не оглядываясь; для меня, стоять около дома, тесты по русскому языку, мастер-класс, книга- источник знаний, очень долго.

Учитель Какие сочетания вы не выделили? Почему?

(ученики отвечают)

Ученики:

— НЕ являются словосочетаниями:
Подлежащее и сказуемое: ребята трудятся, урок окончен, книга- источник знаний.
Сочетание самостоятельного слова со служебным: после уроков, для меня.
Сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши.
Составные словоформы: более важный.
Сложное слово: мастер-класс

Физкультминутка «Помогатор»

Тур 4. «Кто внимательнее»

«Третий лишний» (слайд № 6) Укажите лишнее словосочетание.

1) Жаркое по-домашнему, по осеннему скучно, по осеннему лесу.
2) Такой порядок, этот учебник, так скучно.
3) Читающая публика, уверенно читать, читая быстро
4) Рассказывать не торопясь, рассказавший историю, рассказывать интересно
5) Строить дом, задирать нос, моя книга.
6) Чесать языком, добрые люди, воздушный поцелуй
7) Изобразить на картине, красивый пейзаж, изображённый художником
8) Гулять в саду, читать быстро, ваш портрет.

2. Найдите и подчеркните синонимичные словосочетания (предлагается карточка).

1) Речной залив, хребты гор, замочная скважина, заливать берег, залив реки, горный воздух, берег моря, влажный от тумана, воздух гор, горные хребты.

3. Найди ошибку:

Запиши в исправленном виде словосочетания, обоснуй правильность вашей записи (Слайд № 7)
2) Увидеть обоих подруг, ключ для обеих дверей, разочароваться в обоих командах, выполнить оба задания.
3) Оплатить за проезд, заплатить за проезд, вкус сыра, килограмм сыра,
4) С триста семьдесят тремя пассажирами, с двумястами пятьюдесятью тенге

4. Расскажи всё о словосочетаниях по алгоритму

На территории вокзала
Весёлые карикатуры
Комментировал интересно
Чуть сладкий
Слайд

Тур 5. «Кто образнее?»

Учитель Для чего нужны нам знания о словосочетании?

Словосочетание помогает точнее сказать о предмете, действии, признаке они нужны для грамотного оформления нашей мысли в различной ситуации)

Вам нужно написать письмо своему другу, который живёт в Африке, и расскажите о поздней осени в Казахстане, используя данные словосочетания:

Поздняя осень, быстро смеркается, часто моросит, пронзительный ветер, липнет к обуви, дыхание зимы, первый снег.

Ученики писали сочинение дома. По очереди зачитывают вслух. Чей текст окажется самым образным (а это можно определить с помощью всеобщего голосования), тот и получает красную фишку.

III. Рефлексия

Учитель Все «вещи» проданы. Аукцион завершён.

Что особенно дорогое было на аукционе, какие «вещи»?

Понравился ли вам урок?

Я благодарю всех участников аукционаза чёткую и быструю работу.

Подсчёт очков. Кроме командного счёта, учитывается индивидуальный вклад каждого участника аукциона. Во время аукциона за правильный ответ каждый участник получает красную или зелёную фишку. Подведение итогов аукциона.)

Учитель А сейчас самое приятное — награждение команды — победительницы аукциона.

Команда № 2 выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т. е. показала отличные знания по русскому языку по теме «Словосочетание».

(Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку». Кроме того, команда-победительница фотографируется на память, а особенно отличившиеся участники фотографируются каждый в отдельности.

Домашнее задание: составить сказку «В царстве Словосочетания»

Категория: