Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок математики: «Параллельные и перпендикулярные прямые»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Сметанникова Ольга Александровна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, средняя школа № 4, город Аксу Павлодарская область

Сметанникова Ольга Александровна

Цель:

  • способствовать формированию понятий «параллельные прямые и перпендикулярные прямые»;
  • формировать умение строить эти прямые с помощью линейки и треугольника;
  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • воспитывать познавательный интерес.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Актуализация опорных знаний

На доске рисунок с линиями

— Как назвать эти фигуры одним словом?

— Какие линии вы видите?

— На какие группы их можно разделить?

R: Что такое линия?

— Какие линии выделены отдельно?

Рассматривание рисунка

Фронтальная работа: свободные ответы

— кривые: замкнутые, незамкнутые

 — — ломаные: замкнутые, незамкнутые

R: — Линия – это черта на плоскости.

Это прямые линии.

2.Постановка проблемы

 

3. Постановка цели

Что надо узнать на уроке?

Цель: узнать название этих прямых и выполнять их построение.

— Как называются эти прямые линии и научиться их чертить.

 

4. Осознанное выполнение действий для усвоения

I Практическая работа

Знакомство с параллельными прямыми.

1. — Как на листе бумаги в клетку начертить прямую? Что для этого необходимо?

— Что такое прямая линия?

2. — Начертите параллельную прямую.

Словарная работа: «параллелос» — в переводе с греческого языка означает «идущий рядом»

— Как начертить параллельную прямую на листе в тетради?

R: — Почему такие линии называются параллельными?

 

 

 

 

3. — Как с помощью линейки и треугольника начертить параллельные прямые на белом листе бумаги?

R: Как называются эти линии? Почему?

 

 

 

II. Практическая работа

Знакомство с перпендикулярными прямыми.

1. Выполните задание.

— Предположим, вы купаетесь в море недалеко от берега. Вдруг появляется акула! Конечно, вы для нее деликатес, поэтому самое лучшее. Что вы можете сделать, - плыть к берегу (он ограничен прямой линией). Нарисуйте ваш путь. Учтите, что акула плывет за вами.

Ответ: надо выбрать самый короткий путь от точки (вы сами) до прямой (линии берега) с помощью треугольника. Это будет называться перпендикуляр. И если мы его продолжим, то получим перпендикулярные прямые.

R: Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются на плоскости под прямым углом.

2. Как в тетради начертить перпендикулярные прямые?

 

 

 

3. Как на белом листе начертить эти прямые?

 

1.Индивидуальная работа

С помощью линейки и карандаша выполняют построение прямой в тетради и на доске.

Прямая – это бесконечная линия.

 

2. Проблема: мы не знаем, что такое параллельная прямая.

(используют линии в тетради)

Знакомятся с обозначением прямых и записью параллельных прямых

Делают вывод: эти линии параллельные, потому что они никогда не пересекаются.

3. Работа в группе ищут способ построения параллельных прямых на белых листах бумаги и дают объяснение на доске

Делают вывод

II Работа в группах

 

1.На листочках есть схема задачи. Дети находят путь спасения от акулы и делают пояснения к работе.

Делают вывод : перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются на плоскости под прямым углом.

 

 

2. Индивидуальная работа

С помощью клеток в тетради чертят перпендикулярные прямые.

3. Поиск решения в группах и объяснение построения на доске.   Делают вывод

5. Первичное закрепление знаний

Работа по учебнику

Чтение правила

Выполнение задания 2

 

 

6. Самостоятельная работа

 

Задание 3(а)

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение

— Где встречаются параллельные и перпендикулярные прямые?

Творческое задание: нарисуйте предметы, где только встречаются эти прямые.

Фронтальная работа

Свободные выступления

Работа в группах

8. Д/З

С.76 №6 и по выбору:

1— начертить дом

2 — найти в алфавите буквы, в которых есть параллельные и перпендикулярные прямые и составить сними слова

3 — нарисовать город, где живут параллельные и перпендикулярные прямые

Запись д/з в дневник

9. Контроль и самоконтроль

1.  Какие  прямые называются параллельными?

А) прямые, которые не пересекаются

Б) прямые, которые пересекаются

В) прямые, которые иногда пересекаются

2. Какие  прямые называются  перпендикулярными?

А)  прямые, которые пересекаются под острым углом

Б)  прямые, которые пересекаются под прямым  углом

В)  прямые, которые пересекаются под  тупым углом

3. Что в переводе с греческого означает «ПАРАЛЛЕЛОС»?

А)   «линия»

Б)   «прямая»

В)   «идущие рядом»

4. Что такое прямая линия?

А)  прямая – это бесконечная линия

Б)  прямая – это отрезок

В)  прямая – это черта

5. Что такое линия?

А) линия – это дорога

Б) линия – это черта на плоскости

В) линия – это  линейка

 

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

10. Рефлексивный анализ собственной деятельности

У каждого на парте есть полоски трех цветов: зеленый, желтый, красный.

На доске три листа: отлично — красный, затрудняюсь —  зеленый, слабо — желтый.

— Подведите итог своей работы на уроке.

Дети выходят к доске, дают оценку своей работе, как они усвоили тему урока и определяют свой уровень, приклеивая листочки.

Категория: