Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок математики «Основные элементы комбинаторики»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Тасмагамбетова Камила Жаксалыковна преподаватель математики, 2 категория, стаж 8 лет, Петропавловский колледж железнодорожного транспорта им. Б. Ашимова. Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

Тасмагамбетова Камила Жаксалыковна

Для студентов 1 курса специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Вид урока: комбинированный

Цель урока: Целью занятия является формирование функциональной грамотности через решение жизненных и практико-ориентированных задач с применением формул комбинаторики.

Задачи:

  • формирование знаний об истории возникновения комбинаторики, ее применения в современной жизни; навыков использования формул размещения, перестановки и сочетания для решения простейших задач по комбинаторики;
  • развитие логического мышления, культуры математической речи, вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля; развитие умения разрешать поставленную проблему;
  • формирование умений коммуникативных качеств, умения слушать товарища, работать в коллективе при решении единой проблемы; воспитание интереса к предмету.

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны:

  • Знать определения комбинаторики, факториала, размещения, перестановки и сочетания;
  • Понимать в каких сферах деятельности используется комбинаторика, находить связь комбинаторики с окружающим миром, сопоставлять формулы комбинаторики с условием задачи;
  • Применять формулы размещения, перестановки, сочетания для решения простейших задач комбинаторики;
  • Уметь анализировать, сравнивать, аргументировать свои ответы.

Компетенции:

  • владеть современными информационно-коммуникативными технологиями;
  • формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры;
  • развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

Методы обучения:

  • по характеру познавательной деятельности: проблемный;
  • словесный: рассказ, беседа, публичное выступление студентов;
  • наглядный: показ иллюстраций (презентации);
  • практический: решение практико-ориентированных задач.

Формы работы со студентами: индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация, раздаточные материалы, интерактивная доска, проектор, компьютеры, доска и оценочные листы.

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин.)

Проверка готовности студентов к занятию.

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. (15 мин.)

(студенты поделены на 3 группы).

Преподаватель: Что у меня находиться в руке?

Студенты: Кубик Рубик.

Преподаватель: Каждый из вас знаком с этой игрушкой, в настоящее время она очень популярна среди молодого поколения. Кубик Рубика развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, усидчивость и способность добиваться результата. Но собрать его не так-то легко. Давайте проведем соревнование, кто быстрее соберет кубик Рубика. Есть желающие? (в группе выбирают одно студента, который будет следить за временем).

Студенты: Приминаю участие в соревновании. (выбирают победителя).

Преподаватель: Ребята молодцы, умеют быстро собирать кубик Рубика. У меня к вам такой вопрос, почему победил данный участник?

Студенты: Студенты обсуждают, данный вопрос и озвучивают свои ответы.

Преподаватель: Да действительно вы правы, что при сборе кубика каждый из участников делал различные комбинации (перестановки), граней кубика, которые привели его к победе. Сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшею. Этот вопрос рассматривает целый раздел математики комбинаторики.

Ребята, какие еще существуют игры, требующие умения планировать, рассчитывать свои действия, продумывать различные комбинации.

Студенты: отвечают.

Преподаватель: Да действительно, таких игр огромное количество. Но общим признаком у них один, это вопрос

— Сколько способов...?

— Сколько вариантов...?

Преподаватель: И найти ответ на эти вопрос поможет нам тема урока " Основные элементы комбинаторики«. Целью занятия является формирование функциональной грамотности через решение жизненных и практико-ориентированных задач с применением формул комбинаторики.

Студенты: записывают тему урока в тетради.

Преподаватель: Ребята у вас на столах, имеются оценочные листы, в которые вы будете на протяжении занятия вносить свои баллы. По итогам заработанных баллов выставляется оценка. Приложение 1.

Преподаватель: К сегодняшнему уроку ваши сокурсники подготовили доклады, давайте внимательно послушаем их.

«Комбинаторика как науки», «В окружении комбинаторики».

Студенты: Выступление студентов с докладами.

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Категория: