Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературы: «Почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл?»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гайфуллина Дина Александровна учитель русского языка и литературы, 1 категории СОШ № 23 г. Экибастуза

Фото с сайта www.artpoisk.info

Урок литературы в режиме критического мышления

По повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цель урока:

  • создать условия для формирования такого понятия, как любовь к близкому человеку, честность;
  • развивать воображение, чувства, способности анализа, синтеза, оценки;
  • воспитывать нравственные качества.

1. Evocation                               Свободное письмо по опорным словам

Режим: инд. – (5)
групп. – (2)
колл. – (3)
«Любовь»
счастье
уважение
понимание
радость
нежность
забота

 

Учащиеся обмениваются в группе своими мнениями, выбирают одну работу от группы для озвучивания.

2. Realisation of meining

– Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких, т. е. именно это чувство на протяжении всей жизни движет человеком.

– А что же было в основе всех поступков станционного смотрителя? (Примерный ответ: В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери. Она была единственным близким и родным для него человеком. Он всю жизнь посвятил дочери Дуне.)

– Давайте сравним, какова была жизнь смотрителя до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу:

Режим:
групп. — (7)
колл. — (6)

До отъезда Дуни

После отъезда Дуни

 горшки с бальзамином;

 на окнах не было цветов;

 пёстрая занавеска;

 всё показывало ветхость и небрежение;

 картинки на стенах;

 те же картинки на стенах;

 свежий и бодрый старик;

 постарел, стал хилым стариком, давно не бритое лицо;

 начали беседовать, будто век были знакомы;

 не хотел разговаривать.

 пожелал мне доброго пути.

 

 

– Посмотрите, какая перемена произошла в станционном смотрителе. Почему так сильно изменилась его жизнь? (Обсуждение в группах. Примерный ответ: Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

Дискуссионная карта

Режим:
групп — (7)
колл. — (5)

Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?

 

Да

Дискуссионный вопрос

 

Нет

– она его любила;

– он был богат, мог бы обеспечить всю её жизнь:

– она думала, что вернётся к отцу.

Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром?

– должна была предупредить отца;

– не приехала к отцу, не узнала, как он живёт;

– доставила страдания родному человеку, предала его.

 

 

(Далее от каждой группы озвучивается по одному тезису в пользу «да» и в пользу «нет» — без повторений.)

 

Запишите свою точку зрения, к которой вы склоняетесь.

Вывод учащихся: Любовь, какая бы она ни была, движет человеком. Она толкнула Самсона Вырина на решительные поступки, он хотел вернуть дочь любым способом.

– А пошла ли на пользу Дуне любовь молодого человека? (Примерный ответ: Да, пошла, но она потеряла отца.)

– Когда она поняла свою ошибку? (Примерный ответ: Только после смерти отца, но изменить уже ничего нельзя было.)

– Давайте вернёмся к теме урока и сделаем вывод, ответив на вопрос: почему для станционного смотрителя жизнь теряет смысл? (Примерный ответ: Он теряет дочь, и вместе с тем теряет смысл жизни, ведь именно для Дуни он жил. Она была для него близким и любимым человеком, смыслом его жизни.)

3. Reflection

Синквейн

Режим: инд. (3)
колл. — (2)

Любовь
Светлая, всепрощающая
Радует, прощает, улыбается
Чувство, сопровождающее всю жизнь
Счастье

Домашнее задание

Нарисовать кардиограмму чувств станционного смотрителя.

Категория: