Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературы на тему: «Война в зеркале поэзии»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Нуртаева Марал Капаровна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория, стаж 32 года, КГУ «Привольная средняя школа» СКО район имени Г. Мусрепова, село Привольное

Урок литературы на тему: «Война в зеркале поэзии»

Цель:

  • познакомить учащихся со стихами поэтов о войне.
  • выяснить, что связывает нас, кто живет сегодня с теми, кто ценой жизни завоевал этот мир и принес спокойствие.
  • воспитывать учащихся на положительном.

Наглядность: Фонограмма военных песен. Портреты поэтов А.Ахматовой, К.Симонова, В.Высоцкого. Боевые ордена и медали, иллюстрации с изображением войны, фотографии воина — афганца.

Эпиграф к уроку: «Ах война, война… Болеть нам ею — не переболеешь, вспоминать ее — не перевспоминаешь!»

В.Астафьев.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный

II. Опрос д/з: Беседа: вопросы по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»

1) К какому жанру относится произведение писателя, в чем его особенность?(рассказ в рассказе) автор — повествователь и Андрей Соколов
2) Каков Андрей Соколов перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен? (Андрей Соколов не «сверхчеловек», а обыкновенный солдат, который смог выстоять и совершить свой нравственный подвиг).
3) Какие испытания выпали на долю героя? (ученики рассказываю о плене, концлагере, потере близких)

Объяснение новой темы:

III. Продолжение темы войны. Война в зеркале поэзии — стихи поэтов о войне, данные на изучение в VII классе.

Прежде чем начать знакомство со стихами поэтов, рассказываю о своем отце — ветеране войны и знакомлю учащихся с его орденами и медалями, с иллюстрациями о войне.

После рассказа звучит фонограмма песни «Журавли» Я.Френкеля. Затем ученик рассказывает о судьбе А.Ахматовой в годы войны (сообщение).

Чтение выразительное стихотворение «Мужество» А.Ахматовой.

Сообщение ученицы о С.Гудзенко. Чтение наизусть стихотворения «Перед атакой».

Учащиеся под гитару исполняют песню «В землянке».

Сообщение о Ю.Друниной, о ее боевых заслугах на войне. Чтение стихотворения «Качается рожь несжатая».

Исполнение песни «Темная ночь» (учащиеся под гитару)

В исполнение ученика звучит стихотворение «Жди меня».

Ученица сообщает о роли этого стихотворения в годы войны и о К.Симонове на войне.

Вывод — верность на войне — душевный подвиг, сродни подвигу солдатскому.

Звучит стихотворение В.Высоцкого «Песня о Земле».

После этого стихотворения прослушивание песни «Соловьи».

Сегодня в предверии 25 — летия вывода воиск из Афганистана, мы не можем не вспомнить наших ребят, воевавших в этой войне. Одним из них был мой ученик Шаритдинов Юра. Он был на этой войне, погиб, однажды возвращаясь с задания. Посмотрите эти фотографии (демонстрация фотографий школьных лет воина — афганца).

Давайте почтим память всех солдат, павших в этой войне.

Звучит песня «Афганистан» в исполнении Карпова Ю — ученика 10 класса.

На этой лирической ноте завершается урок. А дома учащиеся напишут письменную работу «Что для меня слово «Война»?

Категория: