VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Урок-космическое путешествие по теме: «Способы сложения и вычитания числа 9»

VII международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья
 

Версия для печатиВерсия для печати

Кислая Вера Николаевна, учитель начальных классов второй квалификационной категории КГУ «Литвиновская основная школа», с. Литвиновка район им. Габита Мусрепова СКО

Кислая В.Н.

Урок математики

1 класс

Цель: ознакомление учащихся со способами сложения и вычитания числа 9

Задачи:

  1. Способствовать формированию знаний и умений в решении примеров на увеличение и уменьшение числа 9 на несколько единиц; составление и решение задач: в сравнении чисел;
  2. Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, математической речи и творческой активности;
  3. Способствовать формированию эстетического вкуса и аккуратности, самооценки и взаимопроверки, интереса к предмету математика.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой, частично-поисковый, самостоятельная работа.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование: макет ракеты, звезды, карточки с ответами, сигнальные карточки, наглядный материал, учебник (автор: А. Б. Акпаева), рабочая тетрадь.

Ход урока:

1. Организационный момент. «Круг радости»

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться —
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

— Передайте частицу тепла и доброты друг другу. (Дети соприкасаются ладошками).

Учитель: Чтоб врачом, моряком или летчиком стать
Надо, прежде всего математику знать,
А на свете нет профессий, вы заметьте-ка
Где бы нам ни пригодилась математика.

— Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в космическое путешествие.

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

— Для того, чтобы ракета взлетела, надо знать секретный код космического корабля (показ макета ракеты). А для этого нам надо выполнить несколько заданий. За каждый этап урока, а это зависит от вашего ответа, на вашу парту будет падать звезда.

1. «Веселый счет»

1. Сколько солнышек на небе?(1) Сколько глаз у совы, у вас? (2)
Сколько глаз у светофора?(3) Сколько колес у машины?(4)
Сколько пальцев у перчатки?(5) Сколько ног у божьей коровки?(6)
Сколько у радуги цветов?(7) Сколько ног у паука?(8)

2. Назовите соседей чисел:

6,  5,  3,  1,  7.

3. Сосчитай-ка:

1. Повезло опять Егорке:
У реки сидел не зря,
5 карасиков в ведерке
Да 4 пескаря
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?(9)

2. Мы разрезали арбуз,
Замечательный на вкус,
Но тот час же 9 ос
На арбузе собралось
Прибыла еще одна
Сколько всех их, жадных ос,
На арбузе собралось?(10)

3. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?(5)

— Молодцы! Получите звездочки.

— Итак, наша ракета должна взлететь через несколько минут. Надо торопиться. Пора подниматься на борт. Давайте посмотрим, чья парта сделает это быстрее.

2. Задание: Поставьте знак < > =

__________________________________
__2 0____________7 4___________5 9 __
__9 9_____________3 9_________10 3
__4 1_____________6 6_________2 7__
_3 7_________________5 8__________4 4

(Весь класс проверяет работу сигнальными карточками. После проверки даю звездочки)

3. —  Наша ракета стоит на старте, и чтобы взлетела нам необходимо слово, с помощью которого она взлетит, а какое это слово решив примеры, мы это узнаем.

6 — 3 9 + 1 5 + 4 8 — 2
П У С К

(Дети показывают ответы карточками, затем проговаривают вслух примеры и называют ответы — даю звезды)

4. — Ребята, ракета наша взлетела, посмотрите на доску и скажите из каких геометрических фигур состоит ракета?

(Ракета расположена на магнитной доске. Она состоит из 3 треугольников, 1 прямоугольника, 1 квадрата, 1 круга)

— Стороны каких фигур являются отрезками? (даю звезды)

5. Задание на внимание

Посмотрите на доску здесь изображены планеты, которые мы с вами пролетаем.

  • На сколько планет больше на 2 ряду, чем на 1?(даю звезды)
  • Сколько планет на двух рядах?(9)
  • В солнечной системе 9 планет, на сколько меньше, планет на 1 ряду, чем звезд на 3 ряду? (даю звезды)
  • Сравните количество планет и звезд? (одинаково 9=9) (даю звезды)
  • Назовите соседей числа 9?
  • А как вы думаете, какое число мы сегодня будем складывать и отнимать?

6. Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы будем складывать и отнимать число 9. Составим таблицу на сложения и вычитание числа 9.

7. Минутка чистописания

На минутке чистописания я напомню вам как правильно пишется цифра 9. (объяснение написания). Напишите цифру 9 девять раз.

8. Работа по новой теме урока

Мы подлетаем к планете таблиц, но высаживаться нам не разрешают, мы должны составить таблицу на сложение и вычитание с числом 9.(работа по учебнику с.137)

А теперь в тетрадях запишем эти примеры с комментированием. (дети комментируют с места, даю звезды)

9. Физминутка

А теперь мы отдохнем.
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел-посмотрел.
Левое крыло отвел-поглядел.
Я мотор завожу и внимательно гляжу.
Поднимаюсь, ввысь лечу,
Возвращаться не хочу!

10. Закрепление новой темы. Работа с учебником по вариантам

(с.138. 1 вариант — желтая карточка, 2 вариант — голубая карточка)

11. Решение задачи

Но ракета наша не может возвратиться на планету Земля, пока мы с вами не решим задачу, а для этого дополнить условие. Но прежде напомните мне, из каких частей состоит задача?

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (надо ее решить)

А решив ее, что мы узнаем? (ответ) (учебник с:138.упр.2)

В городском парке жили 7 белых лебедей, а черных – на (3 больше).Сколько черных лебедей жило в парке?

Что известно?

Что надо узнать? (даю звезды)

Запись в тетради (условие записываю на доске)

Белых лебедей — 7
Черных лебедей — ?, на 3 больше

(Решение и ответ ребята выполняют самостоятельно в тетрадях)

7 + 3 = 10 черных лебедей
Ответ: 10 черных лебедей

12. Рефлексия. Итог урока

— Наше путешествие с вами заканчивается и наша ракета благополучно приземлилась на Землю, но для того чтобы мы покинули наш корабль мы узнаем как мы с вами поработали, чем занимались? (составляли таблицу, решали задачу, называли геометрические фигуры и т. д.)

Какое число следует за числом 9? (10)

Со способами вычитания из числа 10, мы познакомимся завтра, а сейчас отгадайте слово, которое здесь зашифровано:

На доске:

9-
4 2 3 2 5 1 6
М О Л О Д Ц Ы
6 7 3 8 4 7 5
Л О Ы Ц Д О М

— Так, кто мы с вами?

— Давайте посчитаем звезды. У кого 6,7 и больше звезд, тот поработал на отлично, у кого 4,5 звезды -на хорошо. У кого совсем мало звезд упало с неба, я думаю, завтра у вас их будет достаточно. А в целом вы все у меня молодцы, спасибо за урок.

Используемая литература:

  1. «Дидактические игры на уроках математики»;
  2. Учебник математики 1 класс издательство «Алматыкітап баспасы " 2009 год;
  3. Рабочая тетрадь № 4 изд. «Алматыкітап баспасы» 2009 год;
  4. Журнал «Преподавание в начальных классах по всем предметам» № 4 2005 год.
Категория: