Урок истории Казахстана: «Жизнь и деятельность Чокана Валиханова»
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- LiveJournal
- Viber
- Skype
- Telegram
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
![]() |
Урок по истории Казахстана в 8 классе
Цель урока: знакомство с жизнью и деятельностью выдающегося ученого Казахстана.
Задачи урока:
- доказать, что Чокан Валиханов — ученый, географ, этнограф, художник.
- формировать
образовательно-информационную и коммуникативную компетентность. - воспитывать чувство гордости и ответственности.
Форма урока: проект «Виртуальный музей „Степной принц“».
Оформление: интерактивная доска, выставка книг Ч.Валиханова и о Ч.Валиханове.
Данный урок — итог работы учеников по теме: «Ч.Валиханов — выдающийся ученый Казахстана».
За 2 недели до урока класс делится на группы. Каждая группа получает задание: подготовить проект по определенной теме.
1 группа — биография Ч.Валиханова + презентация (зал «Промелькнувший метеор»)
2 группа — научная деятельность Ч.Валиханова + презентация (зал «Ч.Валиханов — ученый, географ»)
3 группа — друзья Ч.Валиханова + презентация (зал «Дружба выдающихся людей»)
4 группа — памятники Ч.Валиханову + презентация (зал «Память благодарных потомков»)
5 группа — труды и литература о Ч.Валиханове + презентация (зал «Сочинения Чокана и о нем»)
(групп может быть больше или меньше в зависимости от залов музея, количества учеников в классе
Ход урока — защита проектов в форме экскурсии по виртуальному музею «Степной принц». Каждая группа выбирает экскурсовода или экскурсоводов. Очень важно, чтобы выступление экскурсовода соответствовало экспонатам зала (
После посещения каждого «зала» музея ученики выполняют самостоятельную работу в виде теста по блокам (1 блок — 1 зал). Оценка за урок складывается из оценки за защиту проекта и оценки за тест.
После «экскурсии» учитель предлагает ученикам объяснить смысл эпиграфа урока и ответить на вопрос: Почему Ч. Валиханова называют «промелькнувшим метеором»?
Ниже предлагаем некоторую информацию к «залам» музея и презентацию виртуального музея «Степной принц».
Григорий Потанин
У Григория Николаевича Потанина интерес к истории казахов проявился еще в юношеском возрасте, в годы учебы в кадетском корпусе в Омске. Через два года после того, как десятилетний Потанин поступил в корпус, судьба послала ему друга, «маленького киргиза, сына атамана Чокана Валиханова», ставшего впоследствии великим сыном казахского народа — географом, этнографом, путешественником и просветителем. Сблизились они не сразу. «Чокан не знал
После окончания кадетского корпуса Чокан Валиханов и Потанин используют каждую возможность, чтобы увидеться и обменяться этнографическими материалами. Обменивались друзья материалами и с
В 1856 году, когда Потанина переводят в Омск, он, по просьбе Чокана, выписывает для него из Омского областного архива сведения, относящиеся к восемнадцатому столетию: об отношениях русских пограничных начальников с князьями соседнего Джунгарского ханства, о торговле между Сибирью и городами Восточного Туркестана.
Друзья встречаются и в Петербурге во время учебы Потанина в университете. Они вместе пишут статью «Отрывок из письма к издателю» по материалам поездки Потанина на западную границу казахских степей, под Уральск, которая в 1862 году была напечатана в «Колоколе». В 1863 году в Омске снова скрестились дороги
В 1864 году уже тяжело больной Чокан снова приезжает в Омск. Видятся с Потаниным они недолго, «не более как в течение двух или трех месяцев»,
Смерть Чокана Валиханова и арест
Дружба замечательных представителей двух народов —
Первый казахский военный разведчик Ч. Ч. Валиханов
Чокан Чингисович Валиханов (полное его имя
Наместник Кушмурунского округа султан Чингис Валиев, сам армейский офицер, в звании полковника определил
Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Чокана связаны с учебой в Омском кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения, включавший и его наставников, так и однокашников в лице ориенталиста (востоковеда)
Любопытно, что при поступлении на учебу Чокан знал
История с Чоканом Валихановым показательна еще и тем, что наглядно демонстрирует уровень подготовки в Сибирском кадетском корпусе, откуда выходили высокообразованные офицеры. Помимо военных наук они хорошо знали всеобщую историю, литературу, географию, ботанику, зоологию, физику, математику, геодезию, черчение, рисование, иностранные языки, которые оказали ему неоценимую помощь в его разведывательной деятельности.
Позже петербургское общество тепло приняло Чокана. Его ждали чины, награды, высочайшая аудиенция у
Дальнейшая карьера Чокана была предопределена семейной традицией и полученным образованием: он — российский офицер, разведчик, чиновник, исполняющий различные поручения царской администрации.
Уже в кадетском корпусе у него зародилась страсть к путешествиям и мечта «открыть миру неизведанную Азию». Мечте было дано свершиться, но в более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не только исследовал и описал «неизведанные» европейской наукой места как географ, путешественник, он приоткрыл завесу над самым центром Азии — человеком, его историей, образом мыслей и чувств. Касается ли дело его знаменитой Кашгарской экспедиции, благодаря которой он прославился на весь мир как отважный путешественник,
Первая экспедиция Валиханова исследовала восточное побережье озера
Практически одновременно с Хорасанской экспедицией Ханыкова и миссией Игнатьева состоялась секретная миссия Валиханова в Кашгар с целью выяснения перспектив
Военный министр получил от непосредственного начальника Чокана
В январе 1859 года над разведчиком нависла смертельная опасность. В Кашгаре
После полного приключений возвращения в российские пределы Чокана встретили как героя. Его доклад, долго остававшийся засекреченным, дошел до нас написанным в оригинальной авторской манере, без правок и купюр. Полученные сведения помогли выработать стратегическую линию политики России в этом регионе в противовес экспансии Англии. Суть её не в колонизации, а в укреплении влияния через расширение экономических, торговых связей. Автор отчета даже составил сводные статистические таблицы цен на российские товары, как бы сейчас сказали, широкого потребления, сделав вывод, что наши изделия продаются лучше английских и азиатских. Это, к примеру, ситец и сукно. Просто в
В топонимике и архитектуре
Казахстан
На месте захоронения Валиханова (бывший Кербулакский район Талдыкорганской области) в 1988 году был построен мемориальный комплекс
В Казахстане ему установлены три памятника. Один — в
Другой монумент стоит в Кокшетау (1971).
В Семипалатинске у музея Достоевского установлена парная бронзовая скульптура «Чокан Валиханов и
В Кокшетау имя Чокана Валиханова носит государственный университет, в г. Атбасар (Акмолинская область) в его честь названа одна из центральных улиц.
В 2005 году в Петропавловске в областном
Именем Чокана Валиханова также названы — Институт истории, археологии и этнологии НАН РК, школа № 68 и улица в центре Алматы, вершина хребта Заилийский Алатау (4234 метра).
Киргизия
Памятник в Бишкеке установлен в 2002 году (Валиханов изображён вместе с группой манасчи).
Россия
Улица Чокана Валиханова в центре Омска.
На здании Омского кадетского корпуса, где учился Валиханов, установлена мемориальная доска.
У памятника ученому, путешественнику и просветителю Чокану Чингисовичу Валиханову (1835–1865) в Омске есть своя предыстория: 15 апреля 2003 г. в Омске прошел Форум приграничных регионов России и Казахстана, на котором президенты двух стран подписали документы о сотрудничестве по формированию единого экономического пространства. Нурсултан Назарбаев возложил цветы к мемориальному камню Чокану Валиханову и пообещал подарить Омску памятник выдающемуся сыну казахского и русского народов. Памятник Чокану Валиханову был установлен в Омске 30 января 2004 г. Бронзовая скульптура на постаменте заняла давно предназначенное ей место на улице Чокана Валиханова, где раньше стоял закладной камень. В торжественной церемонии открытия монумента участвовали губернатор Омской области
Памятник на улице Валиханова у здания консульства Республики Казахстан (открыт в 2004 году).
В кинематографе
Художественный фильм «Его время придёт». «Казахфильм», 1957 год. Режиссёр Мажит Бегалин, в главной роли Нурмухан Жантурин.
Многосерийный художественный телефильм «Чокан Валиханов» (к
Документальный фильм «Человек в мундире», 2006. Режиссёр Игорь Гонопольский.
Мавзолей Чокана
Примечательна история с памятником Чокану Валиханову. Вначале султан Тезеке построил в урочище
По замыслу Кауфмана, надгробием должна была быть мраморная плита с молитвой из Корана и надписью «Чокан, сын Чингиза, сына Валия, сына Аблая, знаменитого хана Средней орды и потомка Чингисхана». Новый мазар построили быстро, но с мраморной плитой произошла десятилетняя задержка — не было подходящего материала в Семиречье. Думали, что Кауфман забудет об этом памятнике, но тот не унимался — постоянно пенял Колпаковскому за задержку. В конце концов военный губернатор Семиречья взял это дело под личный контроль. После долгих мытарств мрамор доставили, а ссыльный народоволец Ластовский изготовил плиту и вмонтировал ее в надгробие. В 1871 году Кауфман посетил могилу и остался доволен памятником.
Со временем мавзолей ветшал. В конце XIX века чиновник Николай Пантусов докладывал, что памятник находится в полуразрушенном состоянии. В царской казне и у родственников Валиханова денег не было, так что восстанавливать памятник никто не стал. Лишь в 1958 году на могиле Чокана Валиханова установили гранитный обелиск. Причем с той самой мраморной плитой, изготовленной стараниями Константина Кауфмана.
Фильм о фотографии Чокана и Достоевского
Презентация: «Виртуальный музей „Степной принц“»
- 37521 просмотр