Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок химии в 9 классе «Углерод»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гаркуша Лариса Григорьевна учитель химии КГУ «Рузаевская средняя школа» района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанская область

Задачи урока

  • Образовательные: совершенствование знаний учащихся о строении атомов химических элементов, явлении аллотропии, изучение физических и химических свойств углерода, его применение.
  • Развивающие: совершенствование умений и навыков сравнивать, выявлять закономерности, уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода, развивать память, наблюдательность, познавательную активность, умения и навыки рассуждать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, волю и настойчивость для достижения конечных результатов.

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Оборудование: Фрагменты электронного учебника эксперимент «Горение угля», древесный уголь, раствор красителя, колбы, стеклянные палочки.

Ход урока

1. Мотивация

Объяснение целей и задач урока.

2. Реализация

1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Р. Эмерсона «Способность видеть чудесное в обыденном — неизменный признак мудрости».

На столе: коллекция ракушек, спил дерева, карандаш, колба с углекислым газом, комнатное растение, уголь, духи.

Вопрос: Что объединяет эти предметы и как они связаны с темой урока?

Прием ЗХУ

Заполнение таблицы

2.Усвоение новых знаний

Рассказ учителя

Определить точную дату открытия углерода невозможно. Однако установить, когда он был признан простым веществом нетрудно. В «Таблице простых тел» созданной Лавуазье в 1789 году углерод фигурирует как простое вещество.

В природе углерод встречается в виде двух аллотропных видоизменений — алмаз и графит. Они известны с глубокой древности, но их долго считали двумя разными веществами и лишь Лавуазье установил, что они имеют одно начало.

Вопрос: О каком камне мечтает каждая женщина?

Алмаз по праву считается «царем камней» (демонстрация фотографий). Пожалуй, ни с одним из драгоценных камней не связано столько легенд, преданий и драматических историй, как с алмазом. В древности считалось, что алмазы обладают чудодейственной силой: «Человек, носящий алмазы, пользуется царской милостью, его мнение уважается всеми, он не знает болезней желудка, до глубокой старости сохраняет память и веселое расположение духа…» В легенде о Прометее рассказывается, что похититель огня был прикован к скале алмазными цепями.

Алмаз имеет вид прозрачных, обычно бесцветных кристаллов, которые сильно преломляют световые лучи света и поэтому блестят («играют»). Алмаз — самое твердое вещество в природе (твердость по шкале Мооса 10), однако он очень хрупок. Алмаз не проводит электрический ток, плохо проводит теплоту. Кислоты и щелочи не действуют на алмаз даже при высокой температуре. В атмосфере кислорода при 700°—800°сгорает с образованием углекислого газа. Крупные алмазы шлифуют и получают бриллианты. Искусственные алмазы получают из графита при температуре 2000° и давлении 100 000 атм. При нагревании без доступа воздуха до 1000°—1500° алмаз превращается в графит. В природе алмаз встречается в особой маточной породе кимберлите. Добываемые природные алмазы в основном представляют маленькие кристаллики массой в доли каратов. Карат — единица измерения массы алмаза. 1 карат — 200 мг.

Чтение рассказа

Д. Бродская «Марийкино детство»

Кто-то сказал Сеньке, что для того, чтобы получить из каменного угля чистейшие алмазы требуется две вещи велосипедный насос для накачивания воздуха и температура в тысячу градусов. Вот Сенька и собрался изготавливать алмазы. Кусок каменного угля величиной с тарелку уже давно лежал у него под кроватью. Остановка была только за насосом. Как только ему удастся раздобыть велосипедный насос, он приладит его к примусу и будет до тех пор подливать керосин и накачивать воздух, пока воздух не накалится до тысячи градусов. Потом нужно уголь залить холодной водой, остудить, и из него получится настоящие алмазы — каждый величиной с горошину.

Составьте рецензию на отрывок из литературного произведений.

А теперь давайте поговорим о втором аллотропном видоизменении углерода.

Отгадайте загадку

Он не водится с огнем
Рост теряет день за днем
Много трудится, а мы
Всякий раз снимаем стружку
С неповинной головы, (карандаш)

Вопрос: Что является главной частью карандаша?

Работа в группах.

Прочитать текст, составить кластер.

Графит — слоистое кристаллическое вещество с гексагональной структурой, электропроводен, имеет металлический блеск. Плотность графита 2,1 — 2,5 г/см3, ниже, чем у алмаза. Графит настолько мягок, что даже легкое трение о бумагу оставляет на ней серо — стальной след. (Сравнение кристаллической структуры алмаза и графита). Вещества, содержащие практически чистый углерод, получаются сухой перегонкой.

Сухой перегонкой называется нагревание веществ без доступа воздуха.

Каменный уголь кокс
Древесина → древесный уголь
Кости костный уголь

Уголь, полученный таким способом, обладает способностью поглощать газообразные и растворенные вещества. После обработки водяным паром эта способность усиливается. Такой уголь называется активированным. Свойство угля и других твердых веществ удерживать на своей поверхности газы и растворенные вещества называется адсорбцией.

Чтение рассказа

Отрывок из сказки Одоевского «Мороз Иванович»

Между тем рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков, да песку крупного насыплет, вставит ту бумажку в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок, да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.

Проведение эксперимента с древесным углем.

Работа в группах.

Где можно использовать это свойство. Нарисуйте прибор (работа в группах).

Демонстрация рисунков

В 1915 г. ученый Зелинский предложил применять активированный уголь в противогазах для защиты органов дыхания от вредных газов.

Демонстрация электронного учебника — изучение химических свойства углерода

3. Формирование умений и навыков

Работа со схемой.

Где применяется углерод?

Урок химии в 9 классе «Углерод»

Выполнение теста

Тест

1.В какой группе находится углерод

а) 1 6) 2 в) 3 г) 4

2.Количество электронов на внешнем электронном уровне углерода

а) 2 6) 4 в) 3 г) 5

3.Аллотропная модификация углерода

а) углекислый газ б) карбид кальция в) графит г) оксид углерода (//)

4. Имеет вид прозрачных, обычно бесцветных кристаллов, которые сильно преломляют световые лучи

А) графит 6) кокс в) алмаз

5. Слоистое кристаллическое вещество с гексагональной структурой, электропроводен, имеет металлический блеск

А) графит 6) кокс в) алмаз г) озон

6.Используется для бурения горных пород

А) графит 6) кокс в) алмаз г) кремний

7.Используется в металлургическом процессе

А) графит б) кокс в) алмаз г) уголь

8.Карбиды получаются при взаимодействии углерода с

а) водородом б) углеродом в) металлами г) кислотами.

9.Сумма коэффициентов в уравнении горения углерода

а) 4 6) 3 в) 5 г) 4

10.Углерод не взаимодействует с

а) водородом б) оксидом меди в) водой г) гидроксидом натрия

Тест 2

Выберите правильные суждения

1. Графит используется для бурения горных пород.
2. Алмаз самое твердое вещество в природе.
3. Кокс используется для восстановления металлов из оксидов.
4. При нагревании без доступа воздуха до 1000е-1500° алмаз превращается в графит.
5. Графит называется также активированным углем.
6. Алмаз и графит образованы разными химическими элементами.
7. Коэффициент перед оксидом меди при взаимодействии его с углеродом.
8. Свойство угля и других твердых веществ удерживать на своей поверхности газы и растворенные вещества называется адсорбцией.
9. Алмаз растворяется в сильных кислотах и щелочах.
10. Графит может превращаться в алмаз.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

П.23, 24, упражнение 3 страница 75

Категория: