Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок географии «Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Учитель географии Атантаева А.Б. Новоишимская средняя школа№ 1 с. Новоишимское района им.Г.Мусрепова, СКО

Сынып / Класс: 9

Мақсат / Цель:

  • Продолжить знакомить учащихся с экономическими районами Казахстана.
  • Формирование представлений о Западном экономическом районе Казахстана.

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:

1. Сформировать знания учащихся об ЭГП Западного Казахстана, природных условий и ресурсов, населении.
2. Развивать географическое мышление, умение работать с учебником и картой, выделять главное.
3. Воспитать всесторонне развитую личность, патриотизм.

Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия: Атлас 8 и 9 класса, учебник, физическая карта Казахстана, Административная карта Казахстана, контурная карта, флипчарт «Западный Казахстан», тетрадь, линейка, карандаш.

Сабақ Түрі / Тип урока: Изучение новой темы.

Әдіс — тәсілдері / Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Сабақ барысы / Ход урока:

І. Ұйымдастыру кезеңі / Организационный момент:

Здороваюсь с учащимися, выясняю отсутствующих на уроке. Проверить готовность учеников к уроку (наличие учебников, дневников, тетрадей, атласов). Активизация внимания учащихся.

ІI. Жаңа материалды игеру / Изучение нового материала:

Постановка целей. Вводная слово учителя.

1. ЭГП Западного Казахстана —

Задание: Определите с помощью учебника и карт атласа экономико-географическое положение Западного Казахстана ответ оформите в тетради:

1) Площадь — 737 тыс. км² (самый большой по площади экономический район в стране).

2) Состав — входят: Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангыстауская области.

3) Границы (соседство) Западного экономического района (учащиеся опираются на карту). — Имеет окраинное и приграничное положение. Граничит с экономическими районами Казахстана — Северным, Центральным, и Южным Казахстаном. Российской Федерацией, а именно с Уральским и Поволжским экономическими районами, Туркменистаном, Узбекистаном.

Задание: Нанесите на к/к — границы Западного экономического района, состав и подпишите главные города.

4) Определение транспортного положения Западного Казахстана (карта «Транспорт Казахстана») — через Западный экономический район проходят транзитные железные дороги, транзитные газопроводы соединяющие Россией и Узбекистаном (Средняя Азия — Центр и Бухара — Урал), нефтепровод соединяющий с Россией. Это единственный район Казахстана, который имеет морские транспортные магистрали — связывают его с Ираном, Азербайджаном и Россией. Также судоходна река Жайык.

5) Определите положение по физической карте Казахстана (устно) — рельеф преимущественно равнинный — Прикаспийская низменность (- 28 м), впадина Каракия (Батыр) (-132 м- самое низкое место Казахстана), Восточно- Европейская равнина, плато Устюрт, Предуральское платои только на северо-востоке находятся отроги Южного Урала — горы Мугалжары, на юге — горы Мангыстау. Омывает берега — Каспийское море (самое большое озеро мира).

Сделаем вывод: Западный Казахстан имеет достаточно выгодное ЭГП. Равнинный рельеф территории благоприятен для развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, однако климатические условия несколько ограничивают их возможности.

2. Природные условия и ресурсы.

Природные условия: (объяснения учителя) Климат юга засушливый, резко-континентальный (осадков 100-150 мм). Климат севера умеренно-континентальный (осадков 250-400 мм) и менее жаркий. Лето жаркое, зима малоснежная. На всей территории часто дуют сильные ветры. Снежный покров тонкий, особенно на юге, не способствует накоплению влаги в почве. Географическое положение территории и, как следствие, засушливый климат объясняют недостаток пресной воды, преобладание на большей части района пустынь и полупустынь.

Природные ресурсы: (самостоятельно с помощью учебника и карты в учеб. стр.330 )

Задание: Дать оценку природным ресурсам Западного Казахстана. Полученные данные оформить в таблицу «Природные ресурсы Западного Казахстана»

Виды природных ресурсов

Особенности природных ресурсов

Минеральные ресурсы

 

Земельные ресурсы

 

Водные ресурсы

 

Биологические

 

Рекреационные

 

Сделаем вывод: Природные условия на большей части региона не очень благоприятные, но природные ресурсы разнообразны: много нефти, газа, хрома, никеля и др. что дает возможность благоприятно развиваться хозяйству района и определяет его специализацию.

3. Население

Задание. Прочитать и оформить запись в тетради в виде кластера «Паучок».

Урок географии «Западный Казахстан. ЭГП, природные условия, ресурсы, население»

Сделаем вывод: В связи с развитием с развитием промышленности и освоением новых месторождений население Западного Казахстана существенно увеличилось. В сравнении с другими районами страны Западный Казахстан остается все еще малонаселенным. В связи с природными условиями население сосредоточено неравномерно. В промышленности численность работающих немного больше, чем в сельском хозяйстве.

III. Үйге тапсырма беру / Задание на дом: § 48 читать и пересказывать.

1. На к/к нанести основные месторождения полезных ископаемых. Определите, какие полезные ископаемые преобладают в каждой области, а какие присутствуют во всех областях.
2. Задание 5 стр. 334. Рассчитайте и сравните среднюю плотность и уровень урбанизации населения областей Западного Казахстана (см. данные приведенные в таблице учебника) по формуле:

Средняя плотность(чел/км²) = численность населения / площадь территории
Урбанизация (%) = доля городского населения (тыс. чел) / к общей численности населения района(тыс. чел) х100%
В чем причина такого различия?

Сабақты қорытындылау / Итоги урока. Выставление оценок

Категория: