Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок: «Чувства, которые пробуждает литература и музыка. К. Тангрыкулиев „Верблюд и мальчик“. Органная музыка»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Есенгалиева Гульнара Бакиджановна, учитель начальных классов, высшая категория, стаж 30 лет. Саумалкольская средняя школа № 1 СКО Айыртауский район, с. Саумалколь

Есенгалиева Гульнара Бакиджановна

 

(Бинарный урок)

Цель: Расширение понятий и представлений и способы переноса знаний литературного произведения и музыки.

Задачи:

1. Расширять кругозор у учащиеся: чувства о дружбе и взаимопомощи двух друзей — верблюда и мальчика. Понятие органная музыка, токката — термин в музыке.
2. Развивать творческую активность, умение рассуждать и давать характеристику вокально-хоровые навыки и музыкальную память.
3. Воспитание доброты и заботы о домашних животных, выявление данного чувства через беседу, сочинение о любимых домашних животных. Любовь к музыке, музыкально-эстетический вкус.

Оборудование: учебник литературное чтение, карточки для чтения, гитара, компьютер, портрет И. С. Баха, презентация, карточки-приложение, стикеры, смайлики, полоски для разминки.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный момент:

— Кто с работой дружен,
Нам сегодня нужен?
— Кто с учёбой дружен,
Нам сегодня нужен?
— С чтением кто дружен,
Нам сегодня нужен?
— Таким ребятам хвала и честь,
— Такие ребята в классе есть?
(учитель музыки — мажорное трезв)
— Сәлемет-сіз-бе!
— Здрав-ствуй-те!

2. Проверка дом задания

Сегодня на уроке мы продолжаем работу по рассказу об удивительном животном, об интересных событиях, которые происходили с ними.

Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
И в рассказах интересных.
Мы всем классом шлем привет!

Постановка учебной задачи урока.

Умеют ли животные дружить с нами и могут ли оказать нам помощь в трудную минуту? Об этом рассказал нам К. Тангрыкулиев в рассказе «Верблюд и мальчик».

а) Жужжащее чтение (тексты для чтения)
б) Чтение мини-сочинений. Какие случаи из жизни были у вас узнаем из ваших мини—сочинений.
в) Какие чувства пережил мальчик, когда верблюд попал в трясину?

Презентация слайд №

тоска          переживание           волнение          радость            дружба
страх         доброта                   гордости           любовь             помощь

Учитель музыки: В музыке чувства выражены особенно ярко. И помогают нам в этом — музыкальные инструменты. Сегодня мы знакомимся с самым большим из всех музыкальных инструментов — орган. Играют на нём, как на фортепиано, нажимая клавиши одновременно и руками и ногами. Это очень сложный инструмент — состоит из целой системы духовых труб разного размера и звучания, воздушных насосов и клавиатур. Для органа создают специальные залы, которые так и называются — органные залы. Много прекрасной музыки написано для органа разными композиторами, в том числе и немецким композитором Иоганном Себастьяном Бахом. Музыка для органа так и называется — органная, а музыканта называют — органистом. Сегодня мы услышим самое известное во всём мире произведение Баха — «Органная токката и фуга ре минор» («токката» — в переводе с итальянского — трогать. касаться) сейчас когда вы будете слушать постарайтесь задуматься? Чего касается эта музыка, что она затрагивает в нас?

Слушание: Видео «Токката и фуга ре минор» И. С Бах

Так какая эта музыка по характеру звучания? (работа с приложением, каждый ребёнок говорит одно слово)

— Чего касается эта музыка, что она затрагивает в нас? (душу)

3.Работа над содержанием произведения

а) Работа по вопросам.
— Почему верблюду перестали давать работу?
— От чего он затосковал?
— Каким вы представляете Мурада? Выберите отрывки, которые помогут вам рассказать о нём.
— Почему верблюд повёл себя странно?

б) Составление синквейна по группам.
1 группа — «Верблюд»
2 группа — «Мальчик»

Физминутка «Ансамбль»

Загадка о весне.

Разминка артикуляционная «на траве дрова, на дворе трава», дыхательная со стебельком — запах цветка, буквенная распевка «а о у э ы ».

Разучивание песни «Музыка весны» Л. Плотниковой

4. Заключительный этап

Любовь человека к животным всегда взаимна — наши друзья-животные всегда помогут, если чувствуют любовь и доброе отношение к себе.

а) Рассказ К. Тангрыкулиев «Верблюд и мальчик» посвящен дружбе мальчика с верблюдом, который спас ему жизнь. Рассказ воспитывает в детях чувство любви к животным, понимание, что наши «братья меньшие» могут быть верными и преданными друзьями.
б) иллюстрации к рассказу особенно понравившиеся моменты вы изобразили в ваших рисунках (показ рисунков и озвучивание строками из рассказа под сопровождение музыки)

5. Итог урока
Самые главные человеческие чувства — милосердие, сострадание и любовь — находят своё отражение в произведениях литературы и музыки. И главными помошниками в выражении этих чувств сегодня были — произведение «Верблюд и мальчик», «Токката и фуга ре минор» Иоганна Баха и удивительный музыкальный инструмент — орган.

6. Рефлексия. А сейчас постарайтесь выразить своё отношение к сегодняшнему уроку — дорисовав на смайлике необходимую эмоцию (если понравился урок — улыбку, если не затронул — равнодушие, если не понравился — грусть)

7. Домашнее задание. Чтение и перессказ рассказа «Верблюд и мальчик» К. Тангрыкулиев. Музыка: учить слова песни и музыкальные термины.

Категория: