Седьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

Урок биологии: «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Беляева Елена Евгеньевна учитель биологии, стаж работы 25 лет, категория первая, КГУ средняя школа имени К. Сатпаева, г. Каскелен, Карасайский район, Алматинская область

Цели урока:

1. Сформировать понятия о внутренней среде и ее компонентах, о составе крови и ее функциях.
2. Развивать умения выделять главное, сравнивать, находить отличия
3. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: изучение новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: таблица «Кровь», электронная презентация «Состав крови»

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Содержание урока:

1. Внутренняя среда организма
2. Состав крови, функции крови
3. Состав плазмы крови
4. Особенности строения клеток крови
5. Группы крови, переливание.

3. Сообщение учебного материала

Вопросы?

А) Что такое внутренняя среда организма?
В) Из каких компонентов она состоит?

Работа с учебником

1.Внутренняя среда организма — совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая жидкость), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддерживающих гомеостаз организма.

Внутренняя среда

Кровь

Лимфа

Тканевая жидкость

Состав

Плазма

Форменные элементы (40-50%): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Н2О с растворенными в ней продуктами жизнедеятельности, белки – 1-2%, лимфоциты, лейкоциты.

Н2О, растворенные в ней питательные вещества и неорганические в-ва, О2, СО2, продукты распада.

Местонахождение

Сердце и кровеносные сосуды.

Лимфатическая система.

Между клетками всех тканей.

Функции

  1. транспортная
  2. дыхательная
  3. питательная
  4. выделительная
  5. терморегуляторная
  6. гомеостаз
  7. защитная
  8. гуморальная регуляция
  1. возвращение в кровеносное русло тканевой жидкости
  2. фильтрация
  3. обеззараживание

1. перенос О2 и СО2.

2. а) Человек раненный в руку или ногу погибает только от потери крови, даже если все органы целы и здоровы? Почему?
в) что мы знаем о крови?

Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта.

3.Клетки крови и их особенности.

 

Клетки крови

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

форма

двояковогнутый диск

округлая

неправильная

количество

1мм3 – 5млн

1мм3 – 7-8 тыс.

1мм3 – 350 тыс

особенности

Нет ядра,гемоглобин

Ядро, активно передвигаются

Нет ядра

место образования

Красный костный мозг

Красный костный мозг, селезенка

Красный костный мозг

Продолжительность жизни

120 дней

2-5 дня

7 дней

Функции

Перенос кислорода и углекислого газа

Обеспечение иммунитета

Свертывание крови.

Нв +О2 — НвО2 — оксигемоглобин.

Д) лейкоциты — Виды: нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, моноциты, лимфоциты.

И. И. Мечников — теория фагоцитоза.

Заболевания: анемия, лейкемия.

4. Сообщение учащегося об открытии групп крови.

1901 К. Ландштейнер открыл группы крови

К. Ландштейнер обнаружил резус-фактор, белковое вещество.

Обнаружен в эритроцитах 85% людей, у 15% его нет. На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови. Резус-фактор передается по наследству и не изменя-ется в течении жизни.

5. Закрепление учебного материала.

Фронтальный опрос.

1. Какие жидкости составляют внутреннюю среду организма?
2. Назовите клетки крови?
3. Какова особенность строения эритроцита, функция?
4. Какова особенность строения лейкоцитов?
5. Каков состав плазмы, функции?

6. Домашнее задание. Параграф № 29−31. Сообщение «Иммунитет человека»

Категория: