Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок биологии в 7 классе: «Высшие растения. Моховидные растения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Королишина Наталья Николаевна, учитель географии и биологии, высшая квалификационная категория, КГУ «Рузаевская средняя школа» с. Рузаевка, района им. Г. Мусрепова СКО

Королишина Н.Н.

Задачи:

  • Обобщить знания по теме низшие растения (водоросли, лишайники).
  • Сформировать понятия высшие растения, мхи; их особенностях.

Ход урока:

1. Мотивация (орг. Момент)

2. Реализация

а) Повторение основных понятий

А. Вопросы устного опроса:

  • Назовите общие признаки растений
  • Что изучает систематика растений?
  • Какие растения относятся к низшим растениям? Чем они отличаются от высших растений?

В.Словарная работа:

Таллом Автотрофы Ризоиды Пигменты Хлорофилл Каротиноиды Фикоэритрины Фикоцианины Альгология Индикатор Лихенология Фукоксантин Симбиоз Продуценты Литораль Макроцистис

С. Тест. Какие утверждения верны?

  1. Водоросли — древнейшие представители растительного мира (да)
  2. Важным условием для жизни водорослей является наличие воды (да)
  3. Бурые водоросли имеют корень, стебель и листья (нет)
  4. Большинство водорослей — автотрофы (да)
  5. Водоросли размножаются только бесполым путём (нет)
  6. Бурые водоросли обитают только в арктических морях (нет)
  7. Некоторые бурые водоросли достигают в длину 30-50 м. (да)
  8. Лишайники — это организмы — симбионты (да)
  9. В лишайнике присутствуют два компонента — автотрофный и гетеротрофный (да)
  10. Наиболее простой тип лишайников — кустистый (нет)
  11. Лишайники способны переносить длительное высушивание и низкие температуры (да)
  12. Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха (да)

Д. Биологические задачи

Летом во влажную погоду кора деревьев, крыши домов, садовые дорожки приобретают зелёный налёт. Имеет ли такое явление связь с водорослями? Если «да», то какое?
Некоторые одноклеточные водоросли активно передвигаются в воде. У них имеются органеллы передвижения — жгутики, светочувствительные «глазки». Почему бы их не отнести к одноклеточным животным?

Из одноклеточных водорослей широкую известность получила хлорелла. Она даже побывала в космосе наряду с другими живыми организмами. Чем эта водоросль заслужила такое внимание? Добилась ли она положительных результатов?
Оболочка клеток бурых и красных водорослей ослизнённая. Каково значение образующейся слизи в жизни этих водорослей?

На берегу моря после шторма остаётся много водорослей, от которых исходит запах йода. Как можно объяснить такое явление?

Е. Викторина «Знаете ли вы?»

С какой водорослью связано существование моря без берегов? Где находится это море и почему моряки избегают заходить в его воды? (бурая водоросль Саргассум Саргассово море)

Каково значение зелёной водоросли кладофора? (используют в производстве бумаги)

Жители Кавказа часто наблюдают очень необычное явление: на многих вершинах гор снег бывает не только белый, но и красный, зелёный, чёрный. Такой разноцветный снег вызывал в прошлом много суеверий. А как вы объясните столь необычную окраску снега? (снежная хламидомонада)

В Библии рассказывается о народе, который много дней брёл по пустыне, по колено утопая в песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскалённый песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. И они увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, и казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто ещё мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепёшки. Чем была эта «манна» на самом деле? (Леканора — лишайник съедобный)

Почему при строительстве магистралей, трубопроводов и других сооружений в районах вечной мерзлоты происходит протаивание и просадка грунта? (лишайники-пионеры, выделяют кислоту, разрушающую горные породы)

б) Усвоение нового материала

Высшие растения. Вы уже познакомились со строением и разнообразием видов низших растений. Главное отличие высших растений заключается в том, что у них хорошо развиты ткани и органы. Приспособлены они в основном к жизни в наземной среде.
Характерная особенность высших растений: индивидуальное развитие у них подразделяется на Эмбриональный(зародышевый) и Постэмбриональный (послезародышевый) периоды.

Высшие растения делят на две большие группы: Цветковые и Нецветковые.

Цветковые — образующие цветок и плод. Высшие нецветковые — высшие споровые (мхи, хвощи, папоротники) и голосеменные.

Основной отличительной чертой споровых является бесполое размножение при помощи спор.

Подцарство Высшие растения мы начнём изучать с моховидных растений, которые относятся к высшим нецветковым споровым растениям.

Отдел Моховидные

Моховидные произошли около 350 млн. лет назад от первых растений — псилофитов — потомков прибрежных водорослей. По количеству видов стоят на втором месте после цветковых. Во всём мире их насчитывается 22–27 тыс.видов. На Земле мхи встречаются повсеместно. Особенно хорошо они растут в местах, где много влаги.(болотистая местность, на деревянных строениях, стволах деревьев, поверхности камней и на скалах). Они растут даже на сломанных ветках деревьев, на дне пресных водоёмов. В некоторых районах Арктики и Антарктики из высших растений растут только мхи. Наука, изучающая мхи, называется бриологией.

Мохообразные — невысокие многолетние, в редких случаях однолетние травянистые растения. Высота их колеблется от 1 мм до 70 см. Рассмотрим два широко распространённых представителя мохообразных: зелёный мох (кукушкин лён) и торфяной мох (сфагнум) или белый мох. (рис 39 разнообразие зел. Мхов)

Зелёный мох, покрывая почву сплошным ковром, образует травяной пласт, который вытесняет другие зелёные мхи. Он впитывает из атмосферы много влаги, и это вызывает заболачивание леса. Зелёный мох – двудомное растение (какие растения называют двудомными?). Мужское растение является многолетним, а женское однолетним. Высота зелёного мха 40 см. Стебель не разветвляется, содержит опорную ткань. Зелёный мох прикрепляется к почве с помощью ризоидов. Питание Автотрофное.(?) Развивается бесполым и половым путями (рис40) Половое размножение.

На верхушках мужского растения созревают мужские половые клетки, а на верхушках женского растения развивается яйцеклетка.

Что происходит в результате их слияния? Из зиготы на женском растении развивается коробочка на ножке. Коробочка полна спор, служащих для бесполого размножения.

Спора — это клетка, состоящая из двух оболочек.

Созревшие споры высыпаются из коробочки наружу. При благоприятных условиях они прорастают, напоминая сначала разветвлённые водоросли. Из одних проростков развиваются женские растения, из других — мужские.

в) Формирование умений и навыков (закрепление)

1. В чём заключается отличие высших растений от низших?
2. В каких местах в основном произрастают мхи?
3. Как называется наука изучающая мхи?
4. Кто такие псилофиты?

3. Рефлексия

Итог урока (выставление оценок)

Домашнее задание § 16

Категория: