Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Творческий отчет по предмету технологии по теме: Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии по художественной обработке древесины

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области

Нихаенко Вадим Николаевич

(слайд 1-7 )

Актуальность темы: В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности.

Приоритетной задачей общего образования становится формирование не только интеллекта учащихся, но и духовной и эмоциональной сферы, творческого подхода к труду, что представляется условием эффективности будущей профессиональной деятельности и социальной адаптации выпускников школы. Задача современной школы — учить детей самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, учить делать правильный выбор, учить думать творчески. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой.

Цель работы: выявить и обосновать педагогические условия и средства развития творческой активности учащихся. Теоретически разработать и практически показать приобщение детей к творчеству, к свободной импровизации, к умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии, создавать на уроках атмосферу раскованности, доброжелательности, умению решать любые проблемы.

Задачи исследования:

1. анализ литературы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии;
2. анализ психологических и педагогических условий для развития познавательной деятельности учащихся по художественной обработке древесины;
3. освоение учащимися практических умений по технологии художественной обработки древесины;
4. разработка методики проведения уроков технологии на основе методов развития творческих способностей учащихся;
5. проверка разработанной методики на практике.

Объект исследования: процесс творческой деятельности школьников на уроках технологии.

Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность методом проектов, способствующим развитию их творческих способностей.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность посредством метода проектов. В результате продуктивной проектной деятельности у учащихся смогут быть
сформированы определенные качества личности, которые позволят им в будущем осуществлять проектный, творческий подход к любой деятельности.

Методы исследования: наблюдения, анализ и обработка литературы, эксперимент, анкетирование.

Практическая значимость: развитие творческих способностей учащихся является важной задачей учителя технологии, выбранная методика и уроки проведены на практике и доступны для учащихся, способствуют развитию творчества детей.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечить условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Творчество-это вершина развития человеческих способностей.

Если учесть то, что доля умственного труда во всех профессиях постоянно растет, а большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится ясно, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития одной из важнейших задач в воспитании современного человека. По мнению японцев, их мировое лидерство в области технологий определяются во многом воспитанием у всех детей без исключения художественных наклонностей. Человек, которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работу выполнять плохо.

Изучая педагогическое наследие В. А. Сухомлинского можно отметить разнообразные методы взаимодействия с детьми, их гуманную направленность и ориентированность на возвышение в юном человеке творческой личности.

Технологическое образование занимает особое место в курсе средней школы, так как оно ставит перед педагогами задачу формирования учащимися знаний, алгоритм созидательной деятельности, характерной для современных социально-экономических условий. Знания, умения, навыки, полученные на уроках технологии, образное мышление ученика, его мироощущение — выливаются в настоящий творческий процесс по созданию изделий. Для развития творческих способностей учащимся необходимо дать знания и опыт. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учителя, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества.

Анализ проблемы творчества в педагогике начинается с идей, положений известного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Я. А. Коменского. Проблема творческих способностей рассматривалась психологами и педагогами Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Позняковой, А. А. Леонтьевой, Д. Векслером, Д. Гилфордом. Характеризуя творческую способность подчеркивают возможность что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем и творческие способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности. Важно, что способности не только проявляются в деятельности, а именно в ней и создаются. Научный анализ показывает, что задатки могут быть врожденными, а результатом развития задатков являются творческие способности. Поэтому надо дать возможность школьникам творить, самим создавать.

Одаренные дети часто становится выдающимися людьми, но далеко не всегда. Не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигают выдающихся результатов в зрелом возрасте. Обычно учителя, родители ценят в детях прилежание, послушность, аккуратность. Американские ученые, изучившие биографии четырехсот выдающихся людей обнаружили, что 60% из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям школьной жизни. Сегодня учеными разрабатываются новые системы тестов для определения с помощью факторного анализа и других статистических методов творческих признаков личности.

Средствами учебного предмета «Технология» формируется творчески думающая, активно действующая и легко адаптирующаяся личность.

Обучение школьников художественной обработке древесины обладает значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более успешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению. Древесина — это красивый, доступный, универсальный, прекрасный поделочный материал в природе, обладающий достаточной твердостью и долговечностью и сравнительно легкой обрабатываемостью самым несложным инструментом. Удивительные природные качества древесины- красивая естественная текстура, теплоизоляционность, водонепроницаемость и другие ценные свойства способствовали созданию из дерева изделий разнообразных по назначению, формам, цвету и фактуре, привлекая изобразительных мастеров в искусных руках которых древесина превращалась в изящные изделия. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, радует человека, доставляет ему эстетическое наслаждение.В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы.

На уроках технологии по художественной обработке древесины знакомлю учащихся с историей возникновения и развития декоративной обработки древесины. Указываю на замечательные творения русского деревянного зодчества, на развитие плотнического, бондарного, столярного, токарного и других ремесел. Учащиеся знакомятся с несколькими видами резьбы: контурной, выемчатой, рельефной, сквозной, объемной (слайд № 8).

Обращаю внимание учащихся на изделия из лозы, рогоза, бересты. С интересом учащиеся знакомятся с творениями древнерусских плотников и 2столяров, которые строили хоромы, терема, скобары для кваса, корыта для теста, с бочарами, собирающими бочки из дубовых дощечек (слайд № 9). Интерес у учащихся вызывают изделия мастеров Казахстана, украшающих резьбой деревянное оружие — дубины (соил), луки со стрелами, буланы (шактар), юрты, сундуки (слайд № 10).

На уроках по художественной обработке древесины учащиеся изучают способы отделочных работ по дереву, к которым относятся резьба и гравировка, инкрустация, мозаика и выжигание.

Учащиеся узнают особенности плоской, глухой, плосковыемчатой, ажурной, рельефной, скульптурной резьбы. Творчество проявляют учащиеся при выполнении гравировки, инкрустации, интарсии, маркетри, пирографии.

Гравировка заключается в том, что очень тонкий верхний слой древесины или нанесенное на нее покрытие снимается резцом и таким образом образуется рельефный рисунок. (слайд № 11).

Инкрустация — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, врезанными в поверхность. (слайд № 12).

Интарсия — вид инкрустации на деревянных предметах фигурных изображений или узоров из древесины разной текстуры и цвета, врезанных в поверхность деревянных изделий. (слайд № 13).

Маркетри — вид мозаики из фигурных пластинок фанеры. Этим способом удобно делать из декоративной фанеры разных пород дерева изображения цветов и целых букетов, пейзажей. (слайд № 14).

Выжигание по дереву — пирография используется для декоративно-прикладного украшения мебели, детских игрушек, сувенирных изделий, картин, деревянной посуды. (слайд № 15).

Учащиеся сами исследуют, какие породы деревьев лучше всего подходят к определенным видам декоративно-прикладного искусства. Так учащиеся самостоятельно сделали вывод, что для мозаичных и резных работ лучше всего подходит древесина сосны, лиственницы, можжевельника, яблони, дуба. (слайд № 16). Для резьбы подходит древесина кедра, кипариса и туи, березы, груши. (слайд № 117). Для мозаичных работ больше всего подходит ель, ясень, карагач, грецкий орех (слайд № 18). Лучше всего для резьбы подходит древесина липы, клена, ольхи, бука, груши, березы, дуба. слайд № 19). Лучшие породы для выжигания: липа, ольха, тополь, береза, бук. (слайд № 20).

На уроках технологии по художественной обработке древесины учащиеся работают на токарном станке, соблюдая технику безопасности. (слайд № 21-22). Они используют инструменты, применяемые для резьбы по дереву: долота и стамески (прямые стамески, полукруглые, стамески-клюкарзы, стамески-цезарики, стамески-косячки); пилы-выкружные, курковые, универсальные курковые. (слайд № 23). Для украшения выжиганием учащиеся используют электровыжигатели. (слайд № 24). Пирографию применяют как элемент декоративного украшения в изделиях из дерева. Школьники сначала делают изделие, а затем выжигают на нем рисунок. Каждый ученик выбирает свой рисунок, который должен быть лаконичным и сдержанным. Он должен не разрушать, а подчеркивать и выявлять природную красоту дерева.

Известный чешский мыслитель-гуманист, педагог Я. А. Коменский утверждал, что высшей целью образованного человека должно стать совершенствование природных задатков, развитие творчества. Психологи утверждают, что когда ученик способен использовать ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новой задачи, то он, безусловно, проявляет свою творческую инициативу, иначе говоря, творит. Стараюсь учить детей умению комбинировать и преобразовывать ранее известные ему способы деятельности при решении поставленной задачи, что способствует творческому подходу к делу. Если деятельность ребенка заставляет думать, она становится привлекательным делом, средством проверки и развития способностей, носит творческий характер. Художественная обработка древесины дает учащимся широкие возможности деятельности, которая увлекает их, делает работу интересной, плодотворной, способствует развитию вкуса, понимания прекрасного.

В результате художественной обработки древесины, учащиеся создают предметы и изделия, которые являются полезными, служит для украшения быта, обладают эстетичностью. В процессе художественной работы ученики наследуют опыт прошлых поколений, у них появляется уважение к народным традициям, развивается стремление к прекрасному, любовь к родному краю. (слайд 25). Декоративно-прикладное искусство оказывает эмоциональное воздействие, способствует нравственному, умственному и эстетическому воспитанию детей, формирует их духовный мир. Работа по декоративно-прикладному искусству связана с созданием чего-либо нового, открытием и обнаружением для себя новых знаний и новых возможностей. Занимаясь художественной обработкой древесины, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей. Занятия декоративно-прикладным искусством развивает зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывает творческий потенциал личности. В процессе выполнения декоративного украшения изделий школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей. (слайд № 26).

Особое назначение художественного украшения заключается, прежде всего в его эстетическом и нравственном воздействии на человека. Не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать, ученикам надо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Дать учащимся просто технические навыки недостаточно. Хорошее овладение техническими навыками оставляет учащихся на уровне ремесла, а не творчества. А потому необходимо вложить в произведения учащихся эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт. Учебная деятельность по декоративно-прикладному искусству позволяет успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы школьников, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед учениками постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.

Художественная деятельность вовлекают в учебный оборот те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение, возбуждает желание к последующей деятельности. Технология - это предмет, изучающий методы и способы образования и выполнения того или иного процесса и изготовление предмета. Учащиеся имеют возможность проявить творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее. Урок технологии создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности.

Наиболее продуктивная педтехнология на уроках технологии- проектная деятельность. Метод проектов в мировой педагогике не является принципиально новым. Он появился еще в начале прошлого столетия в США. Метод проектов связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриксом.

Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через деятельность ученика, в соответствии с его личным интересом. Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания предмета технологии имеет свои особенности, она включает ряд этапов: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный. (слайд № 27).

На первом этапе перед учащимися ставится проблема: почему надо выполнить этот проект, его значение в жизни учащихся и в жизни общества, уточняется тема проекта, собирается, изучается и обрабатывается информация. Источниками информации являются учебники, книги, справочники. Ставится цель- получить продукт, который носит социальный и личностный характер. На втором этапе производится разработка конструкции, составляется соответствующая технологическая документация, технология изготовления изделия, подготовка инструментов и
приспособлений. На данном этапе учащиеся приобретают новые знания,умения работать с графическими документами. На третьем, технологическом этапе, учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, организуют безопасные условия труда, соблюдают технологическую дисциплину, культуру труда, качественно выполняют работу. Цель этого этапа проектной деятельности — качественное и правильное выполнение трудовых операций.

Предметом деятельности считается изготовленное изделие, знания, умения и навыки, а средствами являются материалы и оборудование. Результат — приобретенные знания, умения, навыки. На четвертом этапе происходит окончательный контроль, корректировка и испытание проекта, анализ работы, оформление и защита проекта.

Большое значение методу проектов уделял С. Т. Шацкий, К. Фрей. Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом в системе образования. Но суть ее остается прежней- стимулировать интерес детей к определенным проблемам и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. В создании творческого проекта лежит общее творчество учителя и ученика. Слово «творчество» происходит от слова «творить», т. е. «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте- индивидуальном и общественном.

Навыки работы над проектами позволят бывшим школьникам быть творческими деятелями, компетентными в различных областях деятельности, информации, быть способными к самообразованию и к самоповышению оценки своего «я», наметить будущую профессию. Поэтому в будущем это будет востребованный специалист, который не будет ждать инструкцию, и вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Проектная деятельность учащихся на уроках технологии по художественной обработке древесины выражается в изготовлении изделий из древесины и в украшении их выжиганием, резьбой, рисунками. Творчество при проектной деятельности осуществляется и через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. При работе над творческим проектом учащимся надо дать право выбора изделия, так как значимость изделия повысится, если изготавливаемый предмет будет отличаться от стандартного. Гораздо эффективнее, когда декоративное украшение выполняется на красивом изделии. Поэтому учащиеся с удовольствием, сначала изготавливают изделие, потом на нем выполняют декоративное украшение.

Творческий проект «Изготовление пиалы с отделкой пирографией» учащиеся начинают с постановки цели, затем описывают проект, в котором они должны отразить, почему именно на такой модели остановил свой выбор ученик. Учащиеся из разнообразных пиал выбирают на свой вкус форму пиалы. Они выбирают материал, из которого будет изготавливаться посуда. (слайд № 28, 29, 30 — схема обдумывания проекта, требования к изделию, дизайн-спецификация). До выполнения данного проекта учащиеся должны владеть навыками и умениями изготовления изделий на токарном станке, делать заготовки цилиндрической формы, обрабатывать поверхность специальными стамесками для расточки углублений, знать последовательность выполнения внутреннего точения и правила техники безопасности. (слайд № 31). На втором этапе учащиеся составляют технологическую карту изделия, готовят инструменты и приспособления. На третьем этапе учащиеся выполняют технологические операции, изготавливают изделие (слайд № 32). Затем, пользуясь альбомами, рисунками и готовыми изделиями с декоративным украшением, выбирают рисунок, который будут выжигать на изделии. Школьники уже знакомы на предыдущих уроках с процессом пирографии, технологией выполнения и техникой безопасности, с инструментами для выполнения соответствующей работы, с видами и стилем выжигания (слайд № 33).

На четвертом этапе учащиеся дают экономическую оценку проекта, оценивают эффективность, себестоимость, анализ проекта, (слайд № 34), готовятся к защите проекта (слайд № 35, план защиты проекта). Технологичным считается изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов. В подавляющем большинстве каждый ученик делает свое изделие и свое индивидуальное украшение, что открывает безграничный простор для творчества. Деревянные пиалы, которые изготавливают учащиеся, по качеству не уступают пиалам, продаваемых в магазинах, но стоят они дешевле. Цена в магазинах одной пиалы составляет 450 тенге, набор из 4-х пиал стоят 1800 тенге. Одна пиала, изготовленная учащимися, стоит 228,7 тенге, набор из 4-х пиал стоит 914, 8 тенге, набор из 4-х пиал стоит на 885,2 тенге дешевле, чем в магазине. Деревянная посуда является экологически чистым изделием, так как не оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

С учащимися были проведены тесты «Определение уровня воображения», «Определение уровня творческого потенциала» (слайд тестов). В результате проведенного среза знаний, практических умений и навыков, можно сделать вывод, что проектная деятельность способствовала росту творческого развития на 35 %, уровень воображения повысился на 30 %.

На уроках по художественной обработке древесины в результате проектной деятельности дети приобщились к творчеству, активизировалась их художественная потребность, художественная деятельность, появилось уважение к народным традициям, стремление детей к самообразованию и самореализации в процессе практического применения знаний. Проектная деятельность способствовала повышению интереса к предмету. В начале учебного года предмет технологии нравился 60% учащихся, а после выполнения проектов интерес к предмету стал проявляться у 95% учащихся.

Входящий контроль знаний учащихся показал следующие результаты: 50% учащихся показали отличные оценки, 28 % — хорошие знания, 22 %- удовлетворительные. По итоговому контролю результаты были следующие: 65% учащихся показали отличные знания, 35 % имели хорошие знания. В основном, каждый ученик делает свое изделие и свое индивидуальное украшение, что открывает безграничный простор для творчества.

Категория: