Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Трудные вопросы орфографии

Четвертый международный творческий конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежьяя
 

Версия для печатиВерсия для печати

Шайхыгалиева Бигайша Сагдатовна учитель русского языка и литературы 1-категория КГУ «Аккольская средняя школа» Акмолинская область Зерендинский район

Шайхыгалиева Бигайша Сагдатовна

Из опыта работы

Работая в классах с государственным языком, начиная с 1985 года в качестве учителя русского языка и литературы, мы приобрели немалый опыт по методике преподавания. Сейчас мне хотелось бы поделиться некоторыми мыслями с начинающими преподавателями. В наш век компьютеризации, новейших технологий очень мало уделяется внимание грамотности учащихся. Слабые места учащихся — это неумение разграничить, когда пишется и, й, также написание ь и ъ. Эти ошибки, можно сказать с полной уверенностью, характерны именно для детей, обучающихся в казахских классах. Чтобы уже в 5 классе научить разграничивать гласный и от согласного й, мы проводим ряд работ: в опорных конспектах, которые мы начинаем сразу с 5 класса, мы делаем такую запись:

[и] — гласный звук, тянется при произношении, например: мои.
[й] — согласный звук, произносится кратко, как будто обрывается, например: мой.

Далее проводим ряд письменных работ, закрепляя эти орфограммы.

Часто проводим небольшие диктанты: словарный, объяснительный, предупредительный, работаем по перфокартам, сигнальным карточкам, выполняем упражнения на разграничение и, й. В тестовых заданиях также практикую отличие этих букв. Еще считаю нужным научить выполнять фонетический разбор, где часто встречаются гласный [и], согласный [й].

Но а с орфограммами разделительный твердый и мягкий знак, мягкий знак для смягчения и мягкий знак после шипящих приходится работать еще больше. Вначале тоже даем ребятам опорную схему.

Разделительный

ь I ъ

пишется:

после корня  перед гласными е, ё, ю, я, и.

семья

шьёт                                                                                     

после приставки, которая кончается  на  согласную, перед   гласными е, ё, ю, я

подъезд

Но: заявка

Мягкий знак для смягчения:

1) в середине слова перед — ше. Тоньше, раньше.
2) в середине слова. Апельсин.
3) на конце имен числительных от 5 до 20, 30. Шесть.
4) в середине имен числительных от 50 до 80, от 500 до 900. Восемьдесят.

Мягкий знак после шипящих:

1) у имен существительных женского рода 3 склонения: Ночь;
2) у глаголов повелительного наклонения: Познакомь (-те).

Исключение: Ляг, лягте;

3) у глаголов 2 лица ед. ч., настоящего и будущего времени: Поешь;
4) у глаголов в Н. Ф.: Мочь, беречь;
5) у наречий: Настежь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

Требую, чтобы ребята выучили эти орфограммы, а потом начинается повседневная работа с данными орфограммами. Здесь ещё много работаем над произношением, так как ребятам с казахским языком обучения произношение слов, особенно с мягким знаком, не дается первоначально. В процессе обучения мы с детьми с 5 по 9 класс, конечно, постоянно сталкиваемся с этими «трудными» для казахов словами, и учащиеся, кто раньше, кто позже преодолевает очередное препятствие на пути к грамотности.

Категория: