Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Три склонения имени существительного

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Чумакова Валентина Николаевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория, КГУ «Приишимская средняя школа», село Разгульное, район имени Габита Мусрепова СКО

 

Цель: познакомить с типами склонений имён существительных

Задачи: Формировать знания о типах склонения имени существительного, показать отличительные признаки.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: снежинки со словарными словами, разноцветные сани с вопросами, 3 круга из ватмана с надписями: 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение, кирпичики из ватмана с предложениями.

Ход урока

1. Организация класса. Целевая установка

«На прогулку в зимний лес»

На вокзале в первом зале,
Мы билеты в кассе взяли.
Только сели мы в вагон —
Побежал по рельсам он.

— Мы отправляемся в путешествие в зимний лес.

— Что вы оденете, чтобы вам было тепло и уютно? (пальто, шапка, варежки, валенки, шарф)

— А возьмёте с собой, чтобы вам было весело и не скучно? (санки, лыжи)

Едут лыжи, едут санки,
Шубы валенки ушанки.
Остановка…
Настежь двери!
Нас встречает зимний лес.
Он стоит как белый терем,
Полный сказок и чудес.

2. Словарная работа.

«Снегопад»

Солнце брызнуло сквозь ветки —
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру

— Вот наши снежинки монетки, они не простые они со словарными словами.
Билет, вокзал, вагон, коньки, мороз.

— Составьте предложения с данными словами.

3. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся «Зимние забавы»

А) Повторение пройденного материала

«Катание на санках»

Между сосен, между елей,
Где вчера мели метели,
Мчатся лыжи, мчатся санки,
Шубы, валенки, ушанки.
Скачут белки по ветвям,
Удивляются гостям

(на доску выставляются сани, на которых написаны вопросы)

— Что называется именем существительным?

— Как изменяются имена существительные?

— Сколько падежей в русском языке?

— Назовите падежи и падежные окончания.

Б) Объяснение нового материала

«Снеговик»

У лесного родника
Лепим мы снеговика,
А на горке — лешего —
Старожила здешнего

— Имена существительные бывают 1-го, 2-го и 3-го склонения. Каждый тип склонения имеет свои падежные окончания.

1-е склонение существительные мужского и женского рода с окончаниями а-я (осина, юноша, вишня, дядя)

2-е склонение существительные мужского и среднего рода с окончаниями о-е (тополь, небо, клён, море)

3-е склонение существительные женского рода с нулевым окончанием (ель, степь, мать, тетрадь)

(на доски по очереди крепятся круги из ватмана, на которые вписываются примеры существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения)

Лист, цветок, ракета, космос, дерево, озеро, трава, снежинка, счастье, степь, площадь, картофель, герой, юноша, кровать, ладонь, ель, дедушка, лужайка, солома.

— А теперь дополним нашего снеговика. (ведро 2 скл., глаз 2 скл., нос 2 скл., морковь 3 скл., ветка 1 скл., рука 1 скл., пуговица 1 скл., шарф 2 скл.)

— Вот и готов наш замечательный снеговик.

4. Закрепление полученных знаний

«Строим снежную крепость»

Задевая за верхушки,
Проплывают облака.
Вот и крепость на опушке,
Продолжается игра.

(Чтобы построить снежную крепость учащимся необходимо выполнить упражнение.) На каждом кирпичике написано предложение. Спиши. Подчеркни существительные в начальной форме. Укажи их склонение.

В л.су ещё л.жит снег. А в.рона уже.делала себе гн.здо. Первой во всём лесу птица сн.сла яйцо. В.рона не ост.вляет своего гн.зда даже на минутку. Она боится, чтобы яйцо не застыло. Пищу в.роне приносит ворон.

5. Обобщение материала

«Лыжная пробежка»

Между сосен, между елей,
Где вчера мели метели,
Мчатся лыжи, мчатся санки,
Шубы, валенки, ушанки.

— Как определить склонение имени существительного? (Работа с памяткой)

1. Чтобы определить склонение имён существительных, нужно поставить слово в начальную форму — именительный падеж единственного числа.

2. Определить его род: Школа — ж.р.

3. Выделить окончание в начальной форме (в именительном падеже единственного числа) — школа — а.

4. По роду и окончанию определить склонение — значит, существительное школа 1-го склонения.

Растёт на грядке — грядка 1 скл., нашли в капусте — …, ходили по грибы — …, вернулись с рыбой — … .
Стоит на дороге — …, Подняться в гору — …, спуститься в долину — …, перейти через реку — …, встретиться с космонавтом — … .

6. Итог урока, оценка знаний учащихся

Словно занавес на сцене
Опустился вечер вдруг.
От берёз упали тени,
Прекратился дятла стук,
Встали лыжи, встали санки,
Шубы, валенки, ушанки.
До свиданья зимний лес,
Полный сказок и чудес.

Категория: