Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Традиционные ценности и современная система образования

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Доклад Побежук Н. на IV Свято-Мефодиевских образовательных чтениях «Традиционные ценности и современный мир»

Побежук Н.

 

Проблема трансформации ценностей и ценностных ориентаций является одной из центральных проблем не только современной науки, но и современного общества.

В современном постсоветском обществе «…в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами». Общество вступило в полосу кризиса, охватившего экономическую, социокультурную и политическую сферы, выразившегося в кризисе духовных основ. Активная модернизация экономической и политической сфер и социальной структуры общества на рубеже XX — XXI столетий привела к изменениям в трансляции базовых ценностей, мотиваций и способов понимания действительности населением страны.

Исследовательница культуры Котлярова В.В. обращает внимание на тот факт, что в условиях кризисного состояния, имеющего комплексный (системный) характер, необходимым компонентом поддержания стабильности общества, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают традиционные ценности. Соответственно современная реальность характеризуется выдвижением на первый план вопросов духовно-нравственного здоровья нации, воспитания подрастающего поколения на основе традиционных ценностей.

Рассмотрим основные подходы к определению понятия «ценности». «Ценности — это обобщенные представления людей о целях и средствах их достижения, о нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества».

Исследователи В. Пантин и В. Лапкин определяют ценности как «обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества.

По мнению Р. М. Николаева, ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, красота, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. д., существующие в культуре как ее конкретные явления и артефакты.

О. Н. Савинова рассматривает ценности как «некие значимые для индивида ментальные образования, наиболее полно отвечающие его личным и социальным запросам в условиях конкретного общества».

Таким образом, в современной гуманитарной и социальной науке ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп.

Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений, осознаются и переживаются субъектами как ценностные категории, нормы, цели и идеалы. Ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях. Они «передаются от поколения к поколению, благодаря семейному и несемейному воспитанию, а также воздействию литературы, науки, искусства».

Традиционная структура классификации ценностей представлена ценностями: традиционными, современными, базовыми, терминальными, инструментальными ценностями.

Исследователь Р. М. Николаев определяет традиционные ценности культуры как ценности, присущие народу, совместно проживающему и выработавшему общий ряд навыков, обрядов, ритуалов, традиций, способов саморегуляции, образцов поведения.

Т. А. Рассадина характеризует традиционные ценности как «разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре».

Традиционные ценности воспроизводятся на протяжении нескольких поколений или в течение длительного периода историко-культурного развития в рамках одного общества. Данный вид ценностей ориентирован на сохранение и воспроизводство сложившихся норм и целей жизни. Традиционные ценности выступают базисом культурной идентичности, основываются на тесной и неразрывной связи между индивидом и социумом, выполняют ряд функций (социализации, нормативную, регулятивную, символическую и др.).

К традиционным ценностям российского общества относятся следующие ценности: примат духовного над материальным, семейные ценности, религиозные ценности, труд, патриотизм, справедливость, коллективизм и общинность, благотворительность и меценатство и т. д.

Среди важнейших традиционных ценностей, приоритетное место занимают семейные ценности (любовь, создание семьи, рождение ребенка, взаимопонимание между детьми и родителями, духовная близость, интерес к истории семьи, семейным корням, установление доверительных отношений, проявление терпимости в семье и др.).

Патриотизм как традиционная ценность представлен: чувством привязанности к своей земле, к локальному сообществу, любовью к Родине как историко-культурной данности, гражданским патриотизмом (сознательное участие в выборе социально-политического устройства своего общества), любовью и служением Отчизне, готовностью к защите Отечества, вплоть до самопожертвования, ответственность перед будущими поколениями и т. д.

Результаты социологических опросов свидетельствуют, что для современного человека, субъекта нашего общества, наиболее ценными являются семья, любовь. друзья, материальное благополучие, работа, возрастает значимость свободного времени, прослеживается стабильно пониженное внимание к политике (как в среднем и в других странах). Однако в структуре ценностных ориентаций молодежи наблюдается неустойчивое равновесие между традиционными ценностями и новой прагматичной «моралью успеха», стремление к сочетанию ценностей, обеспечивающих успешность деятельности, и сохранению традиционно ценных отношений к человеку, семье, коллективу.

Приобщение к ценностям, социальному опыту и нормам общества происходит в результате процесса социализации. Базовые ценности личности формируются к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

В обществе существуют специальные социальные институты, главной задачей которых является приобщение к ценностям и нормам культуры. К данным институтам относятся институты семьи, образования, СМИ и др.

Семья является уникальным социальным институтом воспитания, воспроизводящим людей как носителей социальной, культурной, этнической информации, и процессы успешной социализации и идентификации личности. Однако современная семья переживает в своем развитии целый ряд проблем, обусловленных социально-экономическими, демографическими и другими факторами, способствующих кризису данного социального института. Свидетельством кризиса современной семьи является: изменения в традиционной брачной мотивации и критериев брачного выбора; переоценка ряда брачных запретов и ограничений; структурная и типологическая трансформация; изменения характера внутрисемейных отношений и личных отношений; смещение семейной занятости женщины на общественную активность; либерализация добрачного сексуального поведения; изменения традиционной семейной и свадебной обрядности; снижение значения и ценности кровно-родственных связей и межсемейных отношений; легкое отношение к разводам и установка на непрочность семейных уз и др.

Трансформация семьи как социально-этнической общности затрагивает традиционные ментальные основы семьи, и как следствие — основ воспроизводства в социуме системы ценностей и норм. Необходимыми и обязательными условиями возвращения высоких ценностных позиций и стабилизации института брака и семьи, а также предотвращения дальнейшего развития существующих и появления новых негативных тенденций в сфере семейно-брачных отношений являются укрепление и повышение престижа традиционных ценностей и семейных установок в массовом сознании.

Ведущую роль в формировании современной системы ценностей общества на основе традиционных ценностей играет система образования. Важное место в современном образовательном процессе в целом, обучении и воспитании молодого поколения в частности занимает историческое образование. Историческое образование служит определенным ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Школьное историческое образование направлено на: обеспечение учащихся знаниями об опыте человечества с древнейших времен (фактами, событиями, процессами); понимание закономерностей и связей в историческом развитии; обучение чувственному восприятию духовной и материальной культуры человечества, нашедшей отражение в ее памятниках; передача духовно-нравственных ценностей, которые считаются наиболее значимыми.

Историческое образование предполагает многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи, личности. Многоуровневое рассмотрение исторического процесса способствует развитию познавательного интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности. Центральной линией через курс всемирной истории должна проходить история Отечества, через историю Отечества — история родного края и история семьи. Следовательно, предметную основу курса истории должны составлять фрагменты истории, которые учащиеся способны понять на основе личного жизненного опыта, знаний о прошлом свей семьи и родного края. Учащиеся подросткового периода воспринимают все события через свое «Я». При формировании исторических знаний учителю необходимо опираться на то, что является знакомым и близким каждому ученику: история семьи, история родного края (села, района, города, области), история страны. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Широкое использование краеведческого материала в учебном процессе помогает усвоить идею, тесной взаимосвязи истории большой и малой Родины. Создание представлений о тесной взаимосвязи истории Отечества и истории семьи, малой родины, о преемственности между культурой прошлого и культурой современности способствует тому, что отношения «человек — история» наполняются в сознании школьника конкретным и понятным содержанием, что помогает учащимся осознать связь изучаемого материала со своей жизнью, формирует ценностное отношение к прошлому.

Многоуровневый подход в преподавании истории является средством формирования современных ценностей на основе ценностей традиционных. Так в рамках обращения к традиционным семейным ценностям и ценностям патриотизма важную роль играют следующие виды заданий, используемые в учебном процессе: составление учащимися с помощью родителей, бабушек и дедушек родословных росписей (запросы в архивы, переписка с дальними родственниками, работа в библиотеках); составление родословной (генеалогическое древо); метод интервьюирования, применяемый в рамках изучения истории Отечества XX — начала XXI вв. Данный метод, направлен на выявление отношения членов семьи, к историчеким событиям, явлениям, процессам современниками которых они являлись, их оценка в прошлом и в настоящее время; история повседневности (постижение истории посредством культурных артефактов, хранившихся в семейных архивах, (фотографии, игрушки, пластинки и т. д.); анализ участия членов семьи в исторических событиях (гражданская война, ВОВ, освоение целины и т. д.); написание и защита исследовательских работ: «Как встретили XX век мои предки», «Столыпинская реформа в истории моей семьи», «Октябрьская революция и гражданская война в судьбе моей семьи», «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Семейные традиции».

Важным средством в формировании семейных ценностей и ценностей патриотизма является обращение к событиям Великой Отечественной войны. При изучении указанных событий, учителю следует обращать внимание учащихся на определение вклада представителей семьи и земляков в общую победу в тылу и на фронте, анализ плакатов периода 1941—1945 гг., авторы которых обращались к легендарному прошлому и военным победам в дореволюционной истории, семейным ценностям, культурно-историческим символам предшествующих эпох, анализ музыкальных произведений, кинематографа, дневником, мемуаров, писем и т. д.

Таким образом, современная социальная реальность характеризуется переоценкой, ломкой старых и становлением новых стереотипов поведения, идеалов и ценностей. В условиях трансформации ценностей закономерным является процесс обращения к традиционным ценностям. Основную роль в формировании современных ценностей на основе традиционных наряду с институтом семьи, религии играет институт образования. Гуманитарное образование в лице исторических курсов на основе многоуровнего подхода (личность-семья-малая Родина-Родина) способствует формированию семейных ценностей и патриотизма.

Категория: