Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тематическое планирование по курсу «Русская литература» 11 класс (ЕМН) – 34 часа

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 





Программный материал

Кол-во часов

Дата проведения

1

Введение. Русская литература 20 века – 1 ч.

Русская литература начала ХХ века. Серебряный век русской поэзии. Общая характеристика литературного периода. Русская литература второй половины ХХ века. Острота социальной проблематики литературы и постановка нравственных вопросов. Разнообразие социальных, исторических, нравственных проблем и художественных исканий современной русской и казахской литературы).

Теория литературы (литературное направление).

 

1

 

2

А.М.Горький. Рассказы. «Старуха Изергиль». «На дне» – 3 ч.

1.Очерк жизни и творчества.

 

1

 

2. Романтический пафос революционных пьес. Рассказ «Старуха Изергиль». Два типа морали и общественного поведения (Ларра и Данко). Антитеза как основа композиции рассказа. Новизна тематики и героев.

1

 

3. Пьеса «На дне». Критика действительности в пьесе; судьбы людей «дна». Спор о правде (Лука и Сатин). Гуманистический пафос пьесы, ее общественно-политическое значение. А.М.Горький и казахская литература).

теория литературы (романтизм, пьеса).

1

 

Внеклассное чтение. А.А.Блок «Двенадцать»

1

 

3

С.А.Есенин. «Песнь о собаке», «Письмо к матери», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!…», «Собаке Качалова», «Отговорила роща золотая…» — 2 ч.

Очерк жизни и творчества. Глубокое чувство любви к родному краю к Родине. Поэтизация родной природы как выражение этого чувства. Мучительное переживание своего разлада с новой жизнью, стремление преодолеть его. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. С.А.Есенин и казахская литература. С. А. Есенин и М.Макатаев.

 

Теория литературы (лирика, средства художественной выразительности).

 

 

 

 

2

 

4

М.И. Цветаева» – 1 ч.

Стихотворения. Поэмы (по выбору). Сложная судьба М.И.Цветаевой. Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью эпохи. Поэзия М.И.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля. М.И. Цветаева и казахская поэзия (Ф.Онгарсынова и др.));

Теория литературы (звуковая организация стихотворной речи, лирический герой);

 

1

 

5

А.А.Ахматова – 2 ч.

1.Лирика. Поэма «Реквием». Очерк жизни и творчества. Глубина и яркость переживаний. Тема поэта и поэзии.

 

1

 

2.Тема Родины и гражданского мужества. Своеобразие лирики А.А.Ахматовой. Трагизм поэмы «Реквием». Нравственное звучание произведения. Особенности композиции поэмы. Тема личной ответственности в казахской литературе.

Теория литературы (серебряный век, художественная концепция).

1

 

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.

1

 

6

Литература военных лет (обзор) – 2 ч.

1. Война и духовная жизнь общества. Многообразие жанров литературы периода войны. Патриотическая лирика К.Симонова, М.Исаковского, А.Твардовского, А.А.Ахматовой, М.Джалиля. Драмы Л.Леонова, К.Симонова, А.Корнейчука.

 

1

 

2. Публицистика А.Н.Толстого, М.Шолохова, Л.Леонова и др. Фронтовая песня, ее популярность.

теория литературы (песня, публицистика)

1

 

Внеклассное чтение. Казахская литература военных лет . Ж.Жабаев «Ленинградцы, дети мои»

1

 

7

М.А.Шолохов – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Драматизм судьбы Андрея Соколова. Глубина раскрытия характера главного героя. Мужество, храбрость. Своеобразие композиции произведения: «рассказ в рассказе», два повествователя. М.А.Шолохов и Казахстан.

теория литературы (типический образ).

2

 

Развитие речи. Сочинение по произведениям ВОВ.

1

 

8

А.П.Платонов – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. Своеобразие художественного мира писателя. Рассказ «Песчаная учительница». Душевная неуспокоенность героини, жажда полезной деятельности, широта души. Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различия в быту и традиционной культуре. Сложная судьба и взаимоотношения двух народов – кочевников и русских переселенцев.

Теория литературы (сюжет, развитие действия).

2

 

9

Б.Л.Пастернак – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. Лирика: «Старый парк», «Зима приближается», «Золотая осень», «Во всем мне хочется дойти до сути», «Определение поэзии». Особенности поэтики. Глубина поэтического осмысления окружающего мира, философская насыщенность поэзии. Природа и мир человека – главные темы лирики Б.Л.Пастернака. Метонимичность как важнейший художественный прием Б.Л.Пастернака. Мотивы красоты жизни, радости бытия. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Роль интеллигенции в обществе).

теория литературы (средства художественной выразительности в лирике (метонимия), художественная образность, образ-символ).

 

2

 

10

А.Т.Твардовский – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. «Теркин на том свете» – поэма-сказка, поэма-сатира. Осмеяние уродливости бюрократизма, формализма, казенщины и рутины. «По праву памяти» – поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого.

теория литературы (традиции и новаторство, сатира)

 

2

 

Внеклассное чтение. А.Т.Твардовский «Василий Теркин»

1

 

11

В.Г.Распутин – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. «Живи и помни». Гуманистическое звучание повестей В.Г.Распутина. Роль композиции и сюжета в раскрытии авторского видения проблемы человеческого в человеке. «Судьба народная» в произведении. Художественное мастерство писателя. Связь основных тем романа «Живи и помни» с традициями русской и казахской литературы.

теория литературы (очерк, проза, монолог, диалог).

 

2

 

12

В.М.Шукшин – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. «Космос, нервная система и шмат сала». Тема труда и нравственности в рассказах Шукшина. Неприятие писателем антиобщественной морали, эгоизма, мещанства, бесчеловечности, жестокости. Художественное своеобразие рассказа. Роль художественной детали. В.М.Шукшин и кинематограф.

 

теория литературы (рассказ, сюжет, юмор, художественная деталь).

 

2

 

13

Ч.Т.Айтматов – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. Повесть «Джамиля». Социально-философская направленность произведений Ч.Т.Айтматова. Обобщение народной эстетики и морали. Тема любви в повести «Джамиля». Художественные особенности повести. Мировое значение творчества писателя-гуманиста. Ч.Айтматов и Казахстан.

теория литературы (национальное и интернациональное в литературе и искусстве, социально-философский роман).

 

2

 

14

О.О.Сулейменов – 2 ч.

Очерк жизни и творчества. «Земля, поклонись человеку!». Пафос гражданственности в поэзии О.О.Сулейменова. Образность, метафоричность лирики поэта. Эмоциональная напряженность музыкальность и глубокий психологизм лирики поэта. Тема высокого предназначения человеческой жизни. Космос и Земля как место обитания человека.

теория литературы (средства художественной выразительности в лирике (метафора), образ-символ, перевод, подстрочный и авторизованный перевод)

 

2

 

Внеклассное чтение. О.О.Сулейменов. «Красный гонец и черный гонец»

1

 

15

Заключение – 1 ч.

Русская литература ХХ века как художественное отражение жизненных реалий и действительности сурового времени.

 

1

 

 

Всего:

34

 

 

 

Категория: