Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тематическое планирование по курсу «Русская литература» 10 класс (ОГН) – 68 часов

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Программный материал

Кол-во часов

Дата проведения

1

Художественная литература как искусство слова. Краткие сведения о русской литературе до 19 века

Искусство как основа художественной культуры. Значение художественной литературы. «Слово о полку Игореве» как вершина поэтического искусства Древней Руси. М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, Д.И.Фонвизин (обзор).

Теория литературы (литературный процесс, литературное направление, классицизм, сентиментализм, реализм, ода, художественный образ).

1

 

2

Русская литература первой половины 19 века – 2 часа

1.Романтизм в русской литературе начала века. Новое направление –реализм. Типичные характеры. И.А. Крылов. Басни. А.С.

 

 

1

 

2.Грибоедов. «Горе от ума». В.Г. Белинский как литературный критик;

теория литературы (романтизм, реализм, басня, литературная критика, типичный характер).

1

 

3

А.С.Пушкин – 9 часов

Для заучивания наизусть:

А.С.Пушкин (3-4 стихотворения), Евгений Онегин (Письмо Татьяны к Онегину

или Письмо Онегина к Татьяне)

1-2.Жизненный и творческий путь поэта.

 

 

 

 

2

 

3-4.Лирика. Проза Пушкина. «К Чаадаеву», «К морю», «Я помню чудное мгновение ….», «Я вас любил», «Осень» (отрывок), «Вновь я посетил».

2

 

5.Я памятник себе воздвиг нерукотворный». А.С.Пушкин о предназначении поэта и поэзии.

1

 

6-8. Роман в стихах «Евгений Онегин» (в сокращении). Онегин и Татьяна. Общечеловеческое значение нравственных проблем романа (цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, стремление к нравственному совершенству).

3

 

9.Интерес Пушкина к истории, культуре, творчеству других народов. Мировое значение творчества А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин и Абай.

1

 

Теория литературы (лирика, стих, ритм, рифма, строфа, роман в стихах, онегинская строфа, проза).

 

 

Внеклассное чтение: А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

1

 

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина.

1

 

4

М.Ю.Лермонтов - 9 часов

Для заучивания наизусть: М.Ю.Лермонтов (1-2 стихотворения)

1. Очерк жизненного и творческого пути.

 

1

 

2. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Декабристские настроения.

1

 

3. Лирика Лермонтова. «Смерть поэта». «Поэт». «Родина».

1

 

4. Проза М.Ю.Лермонтова.

1

 

5.«Герой нашего времени» - социально-психологический роман. Жанровое своеобразие.

1

 

6.Роман как цикл повестей. Повести «Бэла», «Тамань».

1

 

7. Образ Печорина. Сложность и противоречивость характера.

1

 

8.Роль композиции.

1

 

9. М.Ю.Лермонтов и казахская литература.

1

 

теория литературы (лирика, средства выразительности, роман, социально-психологический роман, композиция, экспозиция, завязка, развязка).

 

 

Развитие речи. Сжатый пересказ повести «Герой нашего времени».

1

 

5

Н.В.Гоголь - 6 часов

1.Очерк жизненного и творческого пути писателя.

 

1

 

2.«Вечера на хуторе близ Диканьки » - цикл повестей. «Ночь перед рождеством», «Старосветские помещики». «Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя (обзор).

1

 

3-4.Комедия «Ревизор». Основной конфликт в комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества.

2

 

5.Смех – единственное «честное, благородное лицо в комедии».

1

 

6.«Хлестаковщина» как социально – психологическое явление. Значение драматургии Н.В. Гоголя для становления и развития драматургии казахской литературы.

теория литературы (драма как род литературы, основные драматические жанры, комедия, конфликт).

1

 

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Шинель»

1

 

Развитие речи. Сочинение. Мифологические персонажи в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1

 

6

Русская классическая литература 2-ой половины 19 века (обзор) - 1 час

Политическая и культурная жизнь России во второй половине ХІХ века. Творчество писателей–шестидесятников (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.). Журнал «Современник» и его сотрудники. Новое слово в истории мирового театра.Эстетическая теория «искусство для искусства», или «чистое искусство»);

теория литературы (теория «чистого искусства», литературная критика).

 

 

1

 

7

И.С.Тургенев - 7 часов

1.Очерк жизни и творчества.

 

1

 

2.«Записки охотника» (отдельные рассказы). Антикрепостнический пафос рассказов.

1

 

3.Лиризм и художественное мастерство в обрисовке картин родной природы «Хорь и Калиныч», «Бирюк». Типы народных характеров. Бунтарское начало и рабская покорность в образе мужика. Изображение нищеты крестьянского быта.

1

 

4.«Стихотворения в прозе» (два-три по выбору учителя). Их жанровое своеобразие. Лаконизм и емкость формы стихотворений в прозе. Основные мотивы «Стихотворений в прозе».

1

 

5-6. Роман «Отцы и дети» (обзор с чтением глав). Социальная и нравственно - философская проблематика романа.

2

 

7. И.С.Тургенев и казахская литература. теория литературы (род и жанр художественной литературы, жанр стихотворения в прозе, миниатюра)

1

 

Внеклассное чтение.И.С.Тургенев «Рудин»

1

 

Развитие речи. Сочинение. Природа в расказах Тургенева.

1

 

8

Ф.И.Тютчев – 2 часов

Для заучивания наизусть: Ф.И.Тютчев

(1 стихотворение)

Очерк жизни и творчества. Человек и природа - главные темы лирики Ф.И. Тютчева. Выражение в его поэзии тончайших человеческих переживаний. Преклонение перед красотой и тайнами природы. «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою»,

«Я встретил вас». Романсы Тютчева);

теория литературы (метафора, олицетворение, звукопись, аллитерация, ассонанс).

 

2

 

9

А.А.Фет – 2 часа

Для заучивания наизусть: А.А.Фет

(1 стихотворение)

Очерк жизни и творчества. Лирика А. Фета. «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье». Основные мотивы и образы лирики.

теория литературы (пейзаж, изобразительно-выразительные средства языка, экспрессия, параллелизм);

 

2

 

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений Тютчева и Фета.

1

 

10

А.Н.Островский - 2 часа

А.Н. Островский и русский театр, его новаторство. «Темное царство» в изображении писателя. «Гроза», «Бесприданница» (по выбору).Самодурство как социально-психологическое явление. «Гроза» – новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт «Грозы». Катерина как трагическая героиня. Тема бедной девушки в «Бесприданнице». Развитие темы гибели красоты при столкновении с миром корысти. Мотивы искушения, блеска, одиночества. Конфликт и трагический финал драмы);

теория литературы (трагедия).

 

2

 

Внеклассное чтение. А.А.Островский «Лес»

1

 

11

Ф.М.Достоевский – 6 часов

1.Жизненный и творческий путь писателя.

 

1

 

2-3.Роман «Преступление и наказание». Сюжет, проблематика романа. Социально-психологические и философские проблемы романа. Добро и зло, социализм и революция, атеизм и религия.

2

 

4.Главные образы романа. Изображение внутренних противоречий в развитии личности героя.

1

 

5.Тема преступления, неотвратимости наказания и духовного воскресения.

1

 

6.Актуальность романа. Роль Ф.М.Достоевского в русской и мировой литературе. Ф.М.Достоевский и Ч.Валиханов.

теория литературы (нравственно-психологический и философский роман, эпилог).

1

 

12

Л.Н.Толстой – 7 часов

1.Очерк жизненного и творческого пути писателя.

 

1

 

2.Военные рассказы Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае».

1

 

3.Рассказ «После бала».

1

 

4-7. «Война и мир» - роман-эпопея. Общая характеристика произведения. Жанровые и

композиционные особенности произведения. Многоплановость и масштабность повествования. Историзм романа. Многозначность заглавия. «Мысль народная» в романе. Героизм и патриотизм русского народа. Люди «мира» в романе. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

теория литературы (роман-эпопея, рассказ, композиция, гуманизм).

4

 

Развитие речи. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

 

13

А.П.Чехов – 3 часа

1.Очерк жизни и творчества писателя.

 

1

 

2.Рассказы А.П. Чехова. Умение писателя увидеть смешное, нелепое в заурядном, обыденном. Темы бездуховности, обывательной трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами, отстутствия жизненной позиции и цели у героев рассказов А.П. Чехова. «Человек в футляре».

1

 

3.Пьеса « Вишневый сад». Мировое значение творчества А.П.Чехова. Чехов и театр. Чехов и казахская драматургия. Особенности прозы А.П. Чехова: точность, лаконизм, выразительность, пьеса.

теория литературы (пьеса).

1

 

14

Заключение. Мировое значение русской классической литературы 19 века – 1 час

Художественное богатство и мировое значение русской классической литературы. Гуманизм, психологизм и народность литературы. Влияние русской классической литературы на развитие национальных литератур. Диалог культур.

1

 

 

Всего:

68

 

 

Категория: