Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тематическое планирование по курсу «Русская литература» 10 класс (ЕМН) – 34 часа

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 





Программный материал

Кол-во часов

Дата проведения

1

Художественная литература как искусство слова. Краткие сведения о русской литературе до 19 века

Искусство как основа художественной культуры. Значение художественной литературы Основные периоды русской литературы. Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» как вершина поэтического искусства Древней Руси. Литература XVIII века. М.В.Ломоносов, Н.М.Карамзин, Д.И.Фонвизин (обзор).

теория литературы (литературный процесс, литературное направление, роды и виды литературы (жанры), классицизм, сентиментализм, реализм, ода).

 

 

 

1

 

2

Русская литература первой половины 19 века

Романтизм в русской литературе начала века. Новое направление — реализм. Понятие о типичных образах. И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, В.Г.Белинский.

теория литературы (романтизм, комедия, басня, поэма, типичный образ).

 

 

1

 

3

А.С.Пушкин — 4 часа

Для заучивания наизусть: А.С.Пушкин (1-2 стихотворения, «Евгений Онегин» (письмо Татьяны к Онегину

или письмо Онегина к Татьяне).

1.Жизненный и творческий путь поэта.

 

 

1

 

 

 

2.Лирика. «К Чаадаеву», «К морю», «Я помню чудное мгновение ….», «Осень» (отрывок), «Вновь я посетил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

1

 

3.Проза А.С.Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин» (в сокращении). Онегин и Татьяна. Общечеловеческое значение нравственных проблем романа (цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, стремление к нравственному совершенству).

 

1

 

4.Интерес Пушкина к истории, культуре, творчеству других народов. Мировое значение творчества А.С.Пушкина. А.С.Пушкин и Абай).

теория литературы (литературный тип, стих, роман в стихах, онегинская строфа).

1

 

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Станционный смотритель»;

1

 

4

М.Ю.Лермонтов – 4 часа

Для заучивания наизусть: М.Ю.Лермонтов

(1 стихотворение)

1.Очерк жизненного и творческого пути. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Декабристские настроения.

 

 

 

1

 

2.Лирика Лермонтова. «Смерть поэта». «Поэт».

«Родина».

1

 

3.Проза М.Ю.Лермонтова. «Герой нашего времени» - социально-психологический роман. Жанровое своеобразие. Роман как цикл повестей. Повести «Бэла», «Тамань». Образ Печорина. Сложность и противоречивость характера. Роль композиции.

1

 

4.М.Ю.Лермонтов и казахская литература. М.Ю.Лермонтов и Абай.

теория литературы (социально-психологический роман, средства выразительности, сюжет, композиция).

1

 

Развитие речи: Сочинение. Творческий путь Лермонтова.

1

 

5

Н.В.Гоголь – 3 часа

1.Очерк жизненного и творческого пути писателя.

 

1

 

2.Комедия «Ревизор». Основной конфликт в комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Смех – единственное «честное, благородное лицо в комедии». «Хлестаковщина» как социально-психологическое явление.

1

 

3.Значение драматургии Н.В. Гоголя для становления и развития драматургии казахской литературы.

теория литературы (драма как род литературы, основные драматические жанры, конфликт);

1

 

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь «Шинель».

1

 

6

Русская классическая литература 2-ой половины 19 века (обзор)

Политическая и культурная жизнь России во второй половине ХІХ века. Творчество писателей-шестидесятников (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.). Журнал «Современник» и его сотрудники. Новое слово в истории мирового театра. Эстетическая теория «искусство для искусства», или «чистое искусство»).

теория литературы (теория «чистого искусства», литературная критика).

 

 

1

 

7

И.С. Тургенев – 4 часа

1.Очерк жизни и творчества. «Записки охотника» (отдельные рассказы). Антикрепостнический пафос рассказов.

 

1

 

2.Лиризм и художественное мастерство в обрисовке картин родной природы «Хорь и Калиныч», «Бирюк». Типы народных характеров. Бунтарское начало и рабская покорность в образе мужика. Изображение нищеты крестьянского быта.

1

 

3. «Стихотворения в прозе» (два-три по выбору учителя). Их жанровое своеобразие. Лаконизм и емкостьформы стихотворений в прозе. Основные мотивы «Стихотворений в прозе».

1

 

4.Роман «Отцы и дети» (обзор с чтением глав). Социальная и нравственно- философская проблематика романов. И.С.Тургенев и казахская литература).

теория литературы (роды и жанры художественной литературы, жанр стихотворения в прозе, миниатюра, роман, антитеза).

1

 

8

Ф.И.Тютчев и А.А.Фет – 2 часа

1.Очерк жизни и творчества. Человек и природа - главные темы лирики Ф.И. Тютчева. Выражение в его поэзии тончайших человеческих переживаний. Преклонение перед красотой и тайнами природы. «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою Зимою», «Я встретил вас».

 

1

 

 

 

 

 

 

2. Очерк жизни и творчества. Лирика А. Фета. «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье». Сопоставление основных мотивов и образов.

теория литературы (тропы, звукопись).

 

1

 

 

Ф.М.Достоевский – 3 часа

1.Жизненный и творческий путь писателя.

 

1

 

2.Роман «Преступление и наказание». Социально-психологические и философские проблемы романа. Добро и зло, социализм и революция, атеизм и религия. Роман «Преступление и наказание» (в сокращении).

1

 

3.Главные образы романа. Изображение внутренних противоречий в развитии личности героя. Тема преступления, неотвратимости наказания и духовного воскресения. Роль Ф.М.Достоевского в русской и мировой литературе. Ф.М.Достоевский и Ч. Валиханов).

теория литературы (психологизм, нравственно-психологический роман, философский роман, эпилог).

1

 

10

Л.Н.Толстой – 4 часа

1.Очерк жизненного и творческого пути писателя.

 

1

 

2. «Война и мир» (обзор с чтением глав о Бородинском сражении). Общая характеристика произведения.

1

 

3. Жанровые и композиционные особенности произведения. «Война и мир» – «роман-эпопея». Многоплановость и масштабность повествования. Историзм романа. Многозначность заглавия.

1

 

4.«Мысль народная» в романе. Героизм и патриотизм русского народа. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.

теория литературы (роман-эпопея, развитие действия, гуманизм литературы).

1

 

Развитие речи. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

 

11

А.П.Чехов – 2 часа

1.Очерк жизни и творчества писателя. Рассказы А.П. Чехова. Умение писателя увидеть смешное, нелепое в заурядном, обыденном. Темы бездуховности, обывательской трусости и беспомощности перед жизненными обстоятельствами, отстутствия жизненной позиции и цели у героев рассказов «Человек в футляре», «Ионыч» и др.

 

1

 

2. Пьеса « Вишневый сад». Особенности прозы А.П. Чехова: точность, лаконизм, выразительность).

теория литературы (рассказ, новелла, повесть, пьеса, трагедия).

1

 

12

Заключение – 1 ч.

Художественное богатство и мировое значение русской классической литературы. Гуманизм, психологизм и народность литературы. Влияние русской классической литературы на развитие национальных литератур.

 

1

 

 

Всего:

34

 

 

 

Категория: