Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тематический план курса русской литературы 9 класс (34 часа)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Программный материал

Количество часов

Дата проведения

1

Специфика художественной литературы – 1 час

Литература и искусство. Виды искусства. Научная и художественная литература. Художественный образ. Особенности художественного текста. Книга в истории человечества

 

 

1

 

2

Мифология. Мифы народов мира – 1 час

Понятие о мифологии, мифе. Мифы народов мира (обзор). Шумерские мифы. Мифологические представления древних тюрков и славян

 

Внеклассное чтение

 

 

1

 

 

1

 

3

Античная литература – 1 час

Понятия «античный» и «античность». Античная культура (в том числе литература). История и культура древней Греции. Эзоп. Басни Эзопа «Лисица и виноград», «Ворон и лисица», «Волк и ягненок». Литературная викторина

 

Внеклассное чтение

 

 

1

 

 

 

1

 

4

Литература средних веков – 3 часа

1.История и культура средневековья (обзор). Основные жанры средневековой литературы: героический эпос, лирические стихотворения, стихотворный или прозаический роман (повесть). Словесное искусство Древней Руси. Самобытный харак­тер древнерусской литературы.

2.«Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Сюжет и композиция «Слова…». Система образов.

3.Лирика Востока. Абулькасим Фирдоуси. Эпос. Шахнаме (фрагменты).

 

Развитие речи. Сочинение.

 

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

5

Русская литература 18 века – 3 часа

1.Характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм как литературное направление. М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Им­ператрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

 

2-3.Сентиментализм как литературное направление.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

 

Внеклассное чтение

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

 

 

6

Русская литература первой половины 19 века – 7 часов

1.Романтизм как литературное направление.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (Обзор).

2.Лирика. «Подражание Корану». Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

3.М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Лирика. «Три пальмы». Поэма «Мцыри». Образ гордого и непокорного юноши в поэме «Мцыри». От романтизма к реализму. Реализм в русской литературе в первой половине XIX века.

4-6.Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – произведение реализма. Судьба и образ Петра Гринёва. Тема «русского бунта» в повести. Семья Мироновых.

7.Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) «Шинель». Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику. Идея гуманизма в повести Н.В. Гоголя «Шинель».

 

Развитие речи. Сочинение

 

 

1

 

1

 

 

1

 

3

 

 

1

 

1

 

7

Русская литература второй половины 19 века – 3 часа

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. «Русские женщины». Жены декабристов: мужество, героизм, подвиг.

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. «Холстомер». Основы эксплуататорского общества. Идеал трудовой жизни. Гуманные отношения между людьми.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. «Хамелеон». Лицемерие, угодничество, низкопоклонство перед сильными и презрение к простому народу.

 

Развитие речи. Сочинение

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

8

Русская литература первой половины 20 века – 4 часа

1.Неоромантизм – течение в литературе XIX-XX вв.

М. Горький. «Песня о Соколе». Романтический пафос «Песни…». Смысл песни.

2.В.В. Маяковский. «Необычайное приключение». Сатира Маяковского. Гипербола. Гротеск.

3-4.А.Н. Толстой. Петр Первый (фрагменты). Образ Петра Первого. История и современность

 

Внеклассное чтение

 

 

 

1

1

 

2

 

1

 

9

Литература периода Великой Отечественной войны – 2 часа

Изображение войны в литературе и искусстве. Тема патриотизма и интернационализма в литературе периода Великой Отечественной войны. К. Симонов. «Родина». М.Джалиль. «Палачу», «Не верь!».

 

Развитие речи. Сочинение

 

 

2

 

 

1

 

10

Русская литература Казахстана – 1 час

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древности». Образ хранителя. Древность, занавес, реальная жизнь.

 

1

 

 

Всего:

34 ч.

 

Базовое содержание учебного предмета в 9 классе

На изучение курса выделено 34 часа, из них на: чтение и изучение — 26 часов, внеклассное чтение — 4 часа, развитие речи — 4 часа.
В курсе литературы изучаются базовые понятия (художественный образ, художественный текст, жанр слова в литературе, миф, басня, героический эпос, роман, ода, сонет, баллада, поэма, песня, сентиментализм, классицизм, романтизм, неоромантизм, реализм, реалистическая типизация, гипербола, гротеск).

Произведениями для внеклассного чтения являются:

1) античная литература: Феофраст «Характеры»;
2) древнерусская литература: Повесть временных лет; О. Сулейменов. Аз и я. Мы кочевники;
3) литература средних веков и Возрождения: А.Навои. Фархад и Ширин (фрагменты); Ф. Петрарка «Сонет»;
4) русская литература XVIII века: Д. И. Фонвизин «Недоросль»; Г. Р. Державин «Фелица»; А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»;
5) русская литература I половины ХIХ века: В. А. Жуковский «Светлана»; П. А. Вяземский " Друзьям»; К. Ф. Рылеев «Гражданин»; А. А. Дельвиг «Пушкину», «Вдохновение», А. С. Пушкин «В альбом Пущину», «Дельвигу», «Разлука»; М. Ю. Лермонтов «Беглец»;
6) русская литература II половины ХIХ века: Н. В. Гоголь «Ревизор», А. С. Пушкин «Выстрел», А. И. Герцен «Из письма к сыну»;
7) литература ХХ века: А. Грин «Алые паруса»; Ю. П. Казаков «Голубое и зеленое»;
8) русская литература Казахстана и о Казахстане: Ю. Герт «Грустная история со счастливым концом», Вс. Иванов «Киргиз Темербей», Т. Г. Шевченко «Топор был за дверью у господа бога…».

Произведениями для заучивания наизусть являются:

1) А. С. Пушкин «Подражание Корану», «Три пальмы» (по выбору);
2) М. Ю. Лермонтов «Мцыри»;
3) М. Горький " Песня о Соколе»;
4) К. Симонов «Родина»;
5) М. Джалиль «Палачу», «Не верь!» (по выбору).

Категория: